Обсудили мы вопросы семьи и брака.
- Что в городе посмотреть хотите? - спрашиваю.
- В Венскую оперу мечтаем попасть! - мечтательно вздыхает подруга.
- А сын-то хочет оперу слушать? - интересуюсь сердобольно. - Не все молодые выдерживают. Хлипкие они нынче. А тут три часа арий и речитативов. Без возможности нырнуть от них в социальную сеть. У некоторых ломка начинается... Может, пощадить парня, отпустить на волю?
- Нет! - твердо сказала подруга. - Пусть приобщается.
Купили мы билеты на Cosi fan tuttе Моцарта. И тут я понимаю, что это чуть ли не единственная его опера, которую я ни разу не слышала.
И понятия не имею, о чем она.
Приходим. Славик потихоньку просится у мамы припасть не к источнику прекрасного, а к источнику пива в соседнем баре. Та неприступна.
И вот сидим мы в ложе. Играет увертюра. Славик крутится на кресле. Изнемогает. Открывается занавес. Два молодых человека речитативом весело спорят с многоопытным другом: а можно ли доверять женщинам?
- Ни в коем случае! - говорит друг. - Все они изменщицы и лгуньи. Такова их природа!
- А вот наши возлюбленные - кремень! - самодовольно замечают юные красавцы. - Любят нас - прямо до гроба. Ни за что не изменят!
- А спорим, стоит вам только хоть на денек уехать, и они будут миловаться с другими? - лукаво спрашивает искушенный друг.
Вижу я - Славик как-то вертеться перестал. Проникается музыкой Моцарта. Внимательно читает на экранчике перевод... Что значит - классика!
- Да ни за что такого не будет! - надуваются от гордости молодые петушки. - Спорим!
Тут я лезу в программку. И вижу, что переводятся эти «Кози фан тутти» - «Так поступают все женщины», Или «Школа влюбленных». По либретто Лоренцо да Понте. А уж этот да Понте в теме разбирался. С самим Казановой соперничал по части похождений. Его любовницы подсылали друг к другу убийц, травили собственных мужей, одна дама, чтобы удержать ветренника, родила ему одного за другим троих детей, а он в это время пересоблазнял кучу светских дам, иногда ухлестывая одновременно сразу за двумя сестрами и их матушкой.
Когда этот Понте писал либретто к моцартовскому «Дон Жуану», говорят, он просто смотрел в зеркало. Ну и «Женитьба Фигаро» с ее любовными хитростями была ему как родная.
В этой пьесе увлекшийся автор заставил молодых людей соврать, что едут на войну, переодеться в турков и соблазнять подружек друг друга. Одна девица поддалась сразу, вторая еще упорствовала, но мы с приятельницей уже знали: бастион вот-вот падет. А Славик, чутко вслушивающийся в неземной красоты дуэты, еще на что-то надеялся.
И тут - антракт.
- Какая чудесная постановка! - говорю я. - Слава Богу, нормальные декорации, костюмы. Жаль только, либретто дурацкое. Критики еще при жизни Моцарта писали, что очень надуманный сюжет,
- Да нормальный сюжет. Жизненный! - бурчит будущий берлинский стажер Слава.
Второй акт ударил мужчин под дых. Задорная служанка поучала своих хозяек, как надо жить: «слушать сразу сто мужчин, строить глазки тысяче, кокетничать - со всеми! И чтобы каждый был уверен, что он - единственный. Обещать и обманывать, изменять и притворяться - вот главные умения женщины!»
Вижу - Слава мрачнеет на глазах. А служанка своим мощным сопрано добивает.
- Хорошенькая женщина еще может прожить без любви! - задорно распевает она. - Но без любовников - никогда!
Тут, гляжу, и муж подруги как-то напрягся. Тем более вторая девица сдалась, продержавшись после антракта не больше 10 минут.
Финал добил всех.
- И что ж нам делать? - убито спрашивают у коварного друга незадачливые любовники.
- Конечно, жениться! - отвечает тот. - Вам повезло: обычно мужья получают рога после свадьбы. А вы успели все проделать до. Так что теперь - самое страшное у вас позади!
Закончилась опера жизнеутверждающим многоголосием о том, что счастливы лишь те мужчины, которые не обращают внимания на женские измены - ведь все женщины делают это!
Вышли мы из оперы в разном настроении. Мы с подругой весело напевали. Мужчины шли, призадумавшись.
- Знаешь что, я тут подумал - пожалуй, я в Берлин не поеду. Что я в том Берлине не видел, - сказал Слава подруге следующим утром.
- Эх, зря я тебя не послушала, лучше бы он пиво пил! - расстроенно призналась мне подруга.
А еще говорят, что опера - изживший себя жанр, анахронизм. Ан нет, настоящее искусство - живее всех живых!
На какие еще спектакли Венской оперы можно сходить с пользой для подрастающего поколения:
«Богема» в постановке блистательного Franco Zeffirelli (дирижер Mikko Franck) - 26, 29 марта. О том, что жизнь настоящей богемы - это вовсе не фуршеты и бесконечные ночные клубы, как думают некоторые юные дарования. А нищета, голод, отсутствие признания и крах надежд и любви.
«Риголетто» с всемирной звездой Leo Nucci в главной партии - 1, 4, 8, 10 апреля. О том, как опасно для молоденьких девушек верить обещаниям красавцев-богачей, и какое это божье наказание - быть взрослой дочери отцом.
«Мадам Баттерфляй» (Чио-чио сан - в исполнении прекрасной китаянки Hui He, покорившей европейскую публику этой партией) - 5, 9, 14 апреля. О непрочности экзотической любви и межнациональных браков.