Студенческая мобильность, то есть возможность для студентов легко мигрировать на всей территории ЕС с целью обучения, стала одной из причин создания единого европейского образовательного пространства. Однако, как во время конференции в Бухаресте, так и в отчете 2012 года «Болонский процесс глазами студентов Евросоюза» описывается множество недостатков системы высшего образования в Европе, и в качестве главного из них, по-прежнему, упоминается отсутствие надлежащего и адекватного финансирования мобильности.
В частности, эта тема очень актуальна для тех, кто происходит из малообеспеченных семей и в состоянии получить высшее образование только при наличии грантовой или стипендиальной программы в учебном заведении. Интересно, что договоренность о возможности свободного перевода грантов и стипендий между всеми странами-участниками Болонского процесса была достигнута еще в 2009 году. Фактически, это давало бы возможность студентам попробовать пожить и поучиться в разных странах на протяжении всего периода обучения, а также более надежно определиться с перспективами в своей профессии и карьере. Однако эта договоренность учебными заведениями Европы игнорируется.
Многочисленные студенческие протесты призывают эту ситуацию изменить. Ведь в настоящий момент разрыв между ожиданиями нового поколения и теми возможностями, которые может ему предоставить современное общество, – огромен. И поскольку студенты университетов в Европе к моменту выпуска зачастую уже становятся должниками банков, а ситуация на рынке труда оставляет желать лучшего, протест остается одним из наиболее действенных средств влияния на политиков из министерств образования. Социальные движения, сосредоточенные на проблемах студентов и молодых людей, находящихся в затруднительном положении в отношении обучения и перспектив трудоустройства, все набирают обороты, и для Евросоюза это становится реальной проблемой и иллюстрацией системного кризиса. Ведь это противоречит одному из основных прав гражданина Евросоюза – свободе передвижения.
«Уже можно начать разговор о том, что Болонский процесс не успевает за быстрым развитием дискуссий национального уровня о финансировании высшего образования, проблем трудоустройства и других социальных аспектов» – такой, весьма печальный, вывод был сделан на последнем форуме. «Несмотря на все реформы и изменения в системе высшего образования в Европе с 1999 года, потребности студенческого и академического сообщества пока так и не были удовлетворены». Сами участники Болонского процесса также недовольны сложившейся ситуацией. Все они признают, что те задачи, которые были поставлены во время конференции в 2009 году, не только не были решены, но в ряде областей можно было наблюдать регрессивное движение.
Патетически звучала следующая речь в Бухаресте: «Мы не должны допустить того, чтобы идея Болонского процесса осталась в прошлом, и мы испытывали бы ностальгию по тому моменту, когда великая цель создания единого образовательного пространства в Европе еще казалась достижимой». И финалом ее была мысль о том, что Европе необходим новый путь, – остается пожелать, чтобы время до следующего форума стран-участниц Болонского процесса было в действительности на поиски этого пути потрачено.
По материалам Ehea.info
Фото: Bogdanos Albos