Предвыборная кампания практически всех кандидатов накануне первого тура выборов была, мягко говоря, пресной. Видно было, что Чехия выбирает президента прямым общенародным голосованием впервые. Да и в целом в стране весьма слабо развиты, так называемые, политические технологии. В целом, обращаясь к опыту других стран, например, России, можно сказать, что это известный плюс — ниже риск, что технологии подменят собой реальную публичную политику.
Но если посмотреть, скажем, на США или даже Францию, то станет понятно, что практически полное отсутствие специалистов по проведению предвыборных кампаний может повредить и самим выборам. Речь об интересе к этому демократическому институту, который повсеместно в Европе снижается в последние десятилетия. В значительной мере как раз из-за стерильности публичной политики и, не побоюсь этого слова, стерилизованности самих кандидатов.
Именно такие «стерилизованные» политики и составляли значительную часть чешских кандидатов на пост президента. Улицы были завешаны накануне первого тура однообразными плакатами. По ходу кампании в целом складывалось ощущение, что группы поддержки большинства кандидатов просто посмотрели какой-то второразрядный американский фильм про выборы и копируют все оттуда, а сами вовсе не имеют никакого опыта проведения выборов, хоть в Чехии регулярно проходят парламентские и муниципальные избирательные кампании.
Большинство выбрало, не сговариваясь, цвета чешского флага и на этом привычном и для России, и для США бело-сине-красном фоне сливались в единое месиво постные лица участников предвыборной гонки. Лозунги тоже не отличались оригинальностью. В основном это был однообразный набор призывов любить свою страну и проголосовать за нужного кандидата. Все участники предвыборной борьбы также выбрали себе какие-то лозунги. Однако, большинство из них мало что могло сказать избирателям, а иногда и вовсе позволяло задаться вопросом — а нужен ли стране такой президент?
Особенно показателен был плакат кандидата от крупнейшей оппозиционной Чешской социал-демократической партии Иржи Диенстбиера (в немецкой транскрипции Динстбира), предлагавший избрать «президента с чистого листа». Это был пример достаточно редкого в данной избирательной кампании креатива, но настолько же сомнительного. Конечно, когда многих конкурентов обвиняют в коррупции, хорошо быть «чистым». Но ведь и кандидат, который прямо говорит, что он чист, белый лист бумаги, неизбежно может вызвать у избирателя мысль — а достаточно ли у него опыта для президентского поста?
Другой пример — безусловный фаворит этих выборов Милош Земан, который на одном из плакатов напоминал о том, что еще в 1968 году был с чешским народом. Его поведение в период оккупации Чехословакии странами Варшавского договора, безусловно, делает ему честь. Но даже не будучи барышней, наверное, не стоит напоминать избирателям о своем совсем уж преклонном возрасте. Разве что ты твердо уверен, что молодежь за тебя никогда не проголосует.
И это, кстати, недалеко от истины. Эта аудитория почти вся досталась Карелу Шварценбергу — в значительной степени благодаря креативной избирательной кампании, которую он провел, рискнув наравне с традиционными консервативными предвыборными билбордами, запустить также рекламную кампанию, ориентированную на молодежь и «неформальных» чехов среднего возраста, которые составляют весьма большой процент среди избирателей.
Яркие малиново-желтые плакаты призывали «голосовать за Карла», он, используя классическую методику «семи касаний», последним шагом накануне первого тура выборов в личных письмах уверенно призывал сограждан избрать его уже в первом туре. Молодежь радостно носила его значки — особенно те, на которых министр иностранных дел Чехии с его вечным галстуком-бабочкой изображен еще и с «ирокезом» на голове как у заправского панка. И вывела Шварценберга во второй тур.
Здесь князь вначале также опережал весьма консервативного Милоша Земана. Чего стоили одни слезы в прямом эфире, пение гимна страны и прочувствованные слова благодарности согражданам? А равно и плакаты с благодарностями. Причем командой Шварценберга был использован простой и весьма эффективный ход — добавление нового стикера к плакатам, заказанным еще к первому туру.
Правда, тут креатив появился и у его оппонента Милоша Земана. Иногда даже излишний. Как и их шеф, известный резкими высказываниями как в адрес оппонентов, так и прессы, его пиарщики сначала явно переборщили. Они разработали серию плакатов, на которых экс-премьер призывает людей прийти на выборы и остановить. Что? В первую очередь, конечно, «это правительство», куда входит как глава МИДа и Шварценберг. Но также и не допустить «калоусковых на Град», то есть в президентскую резиденцию, расположенную в Пражском граде. Это даже не намек, а открытый донос, напоминающий о тесной дружбе Шварценберга с «сомнительным», по мнению чешской прессы, министром Мирославом Калоуском. Это итак серьезно роняло авторитет князя, и, упомянув прямо эту темную историю, пиарщики Земана лишь нейтрализовали одну из угроз репутации Шварценберга, атаковав его слишком откровенно, что не понравилось электорату.
Тут бы, нейтрализовав благодаря ошибке оппонентов главную угрозу своему имиджу, князю и начать набирать очки. Но он сделал непростительную ошибку, поставив под сомнения так называемые «декреты Бенеша», которые по окончанию Второй Мировой войны легализовали депортацию из Чехословакии сотен тысяч жителей немецкой национальности во избежание возникновения в будущем новых претензий со стороны Германии на области, населенные так называемыми «судетскими немцами», что было поводом для оккупации страны нацистами.
В Чехии по-прежнему большинство населения считает, что «бенешовы декреты» - основа современного суверенитета страны в нынешних ее границах и использование Шварценбергом «недопустимых», с точки зрения чешских государственников, формулировок привела к его публичному шельмованию всеми возможными патриотическими и ветеранскими организациями. Даже Общество пенсионеров Чехии — и то призвало своих членов прийти и голосовать против князя. О том, что он воздерживается от поддержки Шварценберга заявил чешский Союз приматоров и старост, то есть, фактически, объединение руководителей муниципального уровня всей страны.
Министру иностранных дел, чьи пиарщики усиленно напоминали о том, что он «свой» и в чешской сельской пивной и в Букингемском дворце, итак постоянно приходилось отбиваться от нападок в связи с тем, что он большую часть жизни до 1989 года провел в эмиграции в Австрии, куда его семья уехала еще в 1948 после коммунистического переворота в Чехословакии. А тут еще пресса, в контексте «декретов Бенеша» напомнила о том, что австрийский тесть Шварценберга был членом нацистских штурмовых отрядов, то есть SA.
В итоге, рейтинг князя пошел вниз. И даже успешное в целом выступление на дебатах с Земаном, где глава чешской дипломатии, как ему и положено, отлично держал удар, вряд ли поможет ему победить. Аристократ, бывший глава чешской Хельскинской группы, и открытый сторонник европейского выбора для Чехии, которая, как напоминают его предвыборные плакаты «есть сердце Европы», вряд ли имеет шанс стать «своим» для большинства чехов. Сегодняшняя Чехия такова, что заметно больше шансов имеет «в доску свой» Милош Земан, с чьим премьерством многие связывают и наиболее успешный период постсоветского экономического развития Чешской республики. Несмотря ни на какой предвыборный креатив или непрофессионализм своих политтехнологов.