«Особые» таланты

В московской школе №518 учатся мальчик Гоша и девочка Оля. Между собой они не знакомы, но оба мечтают стать генными инженерами. «Как так получилось — до сих пор не понимаем», - разводит руками их учительница Екатерина Романова. Гоша относится к учебе очень серьезно. Деду Морозу на Новый год он заказал цифровой микроскоп и теперь с большим интересом изучает все, что попадается под руку. У Оли мечта еще более конкретная - вывести чебурашку.

Гоша – аутист, а у Оли – детский церебральный паралич. Школа, в которой они учатся, – одна из немногих, в которой действуют принципы инклюзивного образования. Это значит, что дети с особенностями умственного и физического развития объединяются в классах вместе с обычными детьми. С одной стороны это позволяет особенным детям социализироваться и полноценно развиваться, с другой – здоровые дети растут в среде терпимости и взаимопомощи.

Буквально на днях в стенах этой школы я и мои коллеги из тематического парка «Мастерславль» встречались с коррекционными педагогами и психологами, которые поделились с нами своим опытом работы с детьми, требующими особого внимания. Организатором встречи была региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».

Вероника Суховерхова
Вероника Суховерхова

10 лет работала журналистом и редактором. Изучала историю искусств в РГГУ. В настоящее время PR-директор семейного тематического парка «Город Мастерславль», в котором дети знакомятся с удивительным миром профессий, учатся труду и ответственности. Также Вероника ведет свой блог

В 518-ой школе инициатором введения инклюзивного образования является директор – Марина Геннадьевна Малинина. Ей удалось сплотить вокруг себя не только коллектив школьных учителей, но и родителей. В настоящий момент в школе обучается 19 детей с особенностями здоровья. Четверо из них учатся в классе Екатерины Романовой, а еще семеро – пройдя через ее руки в начальной школе, закончили в этом году шестой класс.

«Задача школы воспитать в каждом ребенке личность, найти в нем какую-то изюминку и продемонстрировать ее всем», – говорит она и с гордостью показывает фотографии детей. На фотографии 2010 года – ее выпускной третий класс вместе с Дмитрием Медведевым, который тогда посетил школу. Многим из учеников поставлены медицинские диагнозы: аутизм, ДЦП, эписиндром, слабое зрение, гиперактивность, врожденный порок сердца и соматические заболевания.

На других фотографиях дети за учебой. «Вот тот самый Гоша, – показывает Екатерина. – Он всегда в окружении ребят. Мы никогда не заставляем детей подходить к нему специально, но он сам заинтересовывает их своим интеллектом, и они общаются абсолютно свободно. Наша задача – не навязывать детям общение, а сделать так, чтобы им самим было интересно общаться друг с другом».

 «А вот – Федя», – продолжает Екатерина экскурсию. – «Он хочет стать писателем. Слышали бы вы, как он декламирует стихи! Вот Инара – восточная красавица, которая хочет стать учителем. А Миша хочет стать водителем паровоза».

Про страсть детей к паровозам мне рассказала и другая девушка – Анна Будагаева, коррекционный педагог из Бутовской школы №1961, в которой есть инклюзивные и интегративные классы. У Анны – интегративный класс, в котором учатся только четверо детей с тяжелой формой аутизма. Один из ее учеников мечтает стать машинистом. Он любит кататься на метро и наблюдать из окна квартиры, как со станции выезжают поезда легкой ветки. Это его завораживает. Мама даже использует его интерес в качестве мотивации к учебе и говорит ему: «Старайся, если будешь получать плохие оценки, машинистом не станешь».

Другие два ученика Анны очень любят компьютеры и могут пройти сложные уровни компьютерных игр без всяких трудностей. А четвертый очень любит играть с волосами. Он любит представлять себя парикмахером и при виде нового человека всегда обращает внимание на его прическу, придумывая  соответствующие прозвища. Например, он скажет не «Таня пришла», а «Французская косичка пришла».

Между прочим аутисты нередко вырастают компьютерными гениями – в американской Силиконовой долине  значительный процент программистов имеют легкую форму этого синдрома. А у детей с ДЦП очень часто превосходная память и склонность к точным наукам.

В Англии и Норвегии, чей опыт активно используется в России, коррекционные школы были закрыты вообще. Эти страны перешли полностью на инклюзивное образование, но позднее это решение было признано ошибочным. По мнению Екатерины Романовой, специальные школы для умственно отсталых обязательно должны оставаться, но в них должны учиться только дети с самыми тяжелыми формами заболеваний. Все остальные должны получить шанс на социализацию.

Зато социальные службы за рубежом отслеживают детей с отклонениями с самого рождения и ведут их вплоть до трудоустройства. В России же вопрос трудоустройства инвалидов решается инициативно. Этим занимаются либо общественные и благотворительные организации, либо отдельные компании, принимающие на работу людей с инвалидностью.

Инклюзивное образование дает удивительные результаты. Ведь в специальных коррекционных школах дети практически не развиваются. «Если ребенок может пойти дальше в своем развитии – пусть его интеллект будет чуть ниже, чем у других – с ним обязательно нужно заниматься», – говорит Екатерина. Медики часто говорят: мы не знаем, как это происходит, но у детей, которые, казалось бы, достигли предела развития и дальше не идут, вдруг случается сильный скачок – благодаря социальной адаптации и общению со здоровыми детьми.

Одно из главных условий инклюзивного образования – это командная работа, которую вместе осуществляют педагоги, психологи и родители. В одиночку в этой сфере сделать что-либо невозможно. Мамы и папы принимают активное участие в жизни школы, обязательно участвуют в праздниках и экскурсиях.

Бывают и случаи агрессии, правда зачастую это заслуга родителей, так что воспитывать педагогам приходится не только детей, но и взрослых. Во втором классе к Екатерине попал Петя, который, насмотревшись фильмов ужасов и имея свободный доступ в Интернет, регулярно цитировал одноклассникам угрозы. Пришлось объяснять его маме и папе, что ребенку можно показывать только добрые сказки и фильмы. Правда, сама Екатерина считает, что Петю перевоспитали одноклассники – своим примером.

Здоровые дети агрессию по отношению к детям с особыми потребностями не проявляют. Бывают случаи, когда они оглядываются, могут посмеяться, но так обычно поступают новенькие. Потом они вместе учатся и видят, что «другие» дети также посещают уроки, ходят в столовую. Они привыкают и перестают обращать внимание на их особенности. Для того, чтобы объяснить первоклассникам, как следует себя вести с особенными детьми, в школах проводятся специальные Уроки доброты, на которых объясняют, что все люди разные, что у каждого человека есть талант и каждый достоин любви и уважения.

И напоследок хочется рассказать о людях, которые работают с особенными детьми, потому что они тоже совершенно особенные. Им дана такая энергетика, что они свободно могут делиться ею со всеми, кто их окружает. Наша встреча длилась три с лишним часа и прошла на одном дыхании. Могу сказать твердо – когда человек находит свое призвание в жизни, и реализует данные ему способности, то сил ему отмеряется столько, сколько нужно. А о том, как эти люди помогают детям с особенностями развития раскрыть свои таланты, мы можем хотя бы рассказать своим друзьям. И это уже будет наша помощь им.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?