Курить-не курить

Вместе со мной в бизнес-школе на курсе маркетинга учатся два представителя известной табачной компании: юноша и девушка. Когда спрашиваешь их, осознают ли они свой личный губительный вклад в здоровье людей, ребята отвечают, не раздумывая: «Деятельность нашей компании абсолютно соответствует законодательству Российской Федерации, мы не продаем табак людям младше 18 лет, а взрослые люди, которые покупают сигареты, делают свой осознанный выбор, участие компании в благотворительных мероприятиях составляет ежегодно огромные суммы».

Плечи их при этом расправляются, глаза сужаются, и создается впечатление общей мобилизации тела и сознания. Становится ясно – разбуди этих людей ночью, они будут в состоянии ответить на каверзные вопросы. Я вижу в этом положительную тенденцию. Это значит, что вопросы им задают часто. А компания вынуждена готовить своих сотрудников к этому.

Мне приходилось встречать людей с горящими глазами, которые взахлеб рассказывали о своей работе, и были готовы драться за результат. Я сама такая и сейчас имею счастье работать среди единомышленников. Однако с людьми, которые выдают текст по запросу, я сталкиваюсь впервые.

Вероника Суховерхова
Вероника Суховерхова

10 лет работала журналистом и редактором. Изучала историю искусств в РГГУ. В настоящее время PR-директор семейного тематического парка «Город Мастерславль», в котором дети знакомятся с удивительным миром профессий, учатся труду и ответственности. Также Вероника ведет свой блог

Разумеется, это нормальная практика, когда компания развивает корпоративную культуру. Моя оценка носит субъективный характер в силу моих личных вкусов и убеждений.

Да, я не разделяю культуру табакокурения. При этом могу согласиться с тем, что ковбой с сигаретой выглядит мужественно. Я обожаю серию вестернов с Клинтом Иствудом, и признаю, что без сигареты образ его героя был бы не полным. Понимаю эстетику сигар, когда играет джаз, а из окна видны горы.

Но намного чаще я вижу девушек, которые в одиночку выбежали покурить на крылечке офиса и, накинув на плечи курточку, жмутся от холода. Или волосатые руки с сигаретой, торчащие из окна автомобиля. Ребята с учебы, кстати, требуют регулярных перерывов, именно чтобы покурить. Про подростков, для которых сигарета – это знак принадлежности к своей субкультуре и способ наладить коммуникацию, говорить уже даже скучно. Вопрос в том, когда курение перестает быть эффективным способом достичь цели и становится зависимостью? Когда исчезает осознание процесса и появляется привычка?

Я неоднократно уходила из кафе, потому что разделение зала для курящих и зала для некурящих было формальностью. Один раз я с приступом тошноты выбежала из очень дорогого ресторана. Перед этим я безуспешно сменила два столика в разных залах, пока ждала спутника. Персонал был предупредителен, но смотрел на меня с непониманием. В этот ресторан я больше не приду. Разумеется, это для них – капля в море. Но, как гласит другая поговорка, вода камень точит.

Двое моих друзей, работающие в известных сетевых кофейнях (российской и международной), признавались: да, мы пробовали закрывать залы для курящих, но выручка падала на 10-15 процентов. И при этом добавляли: мы сами очень надеемся на закон о запрете курения в общественных местах.

Закон, как показывает опыт, тоже не панацея. В Италии, например, он уже принят. Но изобретательность рекламщиков доходит до курьезов, граничащих с преступной халатностью. В этом году я была свидетелем того, как в городском парке города Комо на одноименном озере 3-хлетние малыши на детском картинге катались в автомобильчиках, раскрашенных под пачку сигарет известной марки. Социальной ответственностью в этом бизнесе даже не пахло.

И все-таки положительные тенденции налицо. Когда в России ввели штрафы водителям, не уступившим дорогу пешеходам на «зебре», мало кто верил, что данная мера будет эффективна. Однако народ привык, и переходить дорогу теперь можно вполне безопасно. Грядущий запрет на курение в общественных местах внушает надежду, что совсем скоро ненормально будет восприниматься человек, курящий на автобусной остановке или на входе в торговый центр (излюбленное место курения для персонала), а не тот, кто вынужден зажимать нос, проходя мимо.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?