Горящие туры: как не обжечься?

Любите рисковать и испытываете от этого драйв? Вы не связаны фиксированной датой вылета? Мгновенное принятие решений – это ваш привычный стиль жизни? Тогда вы из той категории туристов, которым по душе горящие туры.

Откуда взялось понятие «горящий тур»?

Термин «горящие» туры, также как и большинство других понятий и терминов, применяемых в туризме, были внесены в середине XIX века англичанином Томасом Куком – создателем первой в истории туристической фирмы. В те времена  даже на краткое путешествие отваживались немногие, и то только в случае острой необходимости. Томас Кук открыл красоту и разнообразие огромного мира миллионам людей, чья жизнь традиционно ограничивалась стенами дома да несколькими соседними улицами. По данным Всемирной туристической организации, в прошлом году путешествия за границу в общей сложности совершили свыше 800 млн человек, т.е. каждый седьмой житель Земли. Посещение других стран стало для нас и праздником, и одновременно совершенно привычным и рутинным делом.

Светлана Ахунова
Светлана Ахунова

Светлана Ахунова работает коммерческим директором сети TUI Russia. Карьеру в туризме г-жа Ахунова начала с 2001 года, успев за это время поработать в таких крупных компаниях как Kuda.ru и «Интурист». В 2007 году Светлана присоединилась к команде туристической компании VKO Travel, на базе которой в 2010 году была создана TUI. Светлана по профессии биолог, имеет степень кандидата биологических наук.

Благодаря огромному опыту работы в сфере туризма,  Светлана Ахунова сможет рассказать читателям Euromag.ru обо всех тонкостях организации путешествий. 

 

Существует  такая версия появления магической фразы «горящий тур», обещающей выгоду для туриста. Группа богачей, заплативших приличные деньги за отдых на Гавайях, неожиданно отказались от поездки в последний момент по причине смещения сроков всемирной промышленной выставки. Большая часть денег уже была потрачена, в том числе и на хорошую прибавку к жалованию менеджера турагентства, которому очень не хотелось, чтобы пропали 10 путевок. Менеджер срочно перепродал эти путевки своим многочисленным родственникам и друзьям по сниженной цене, благодаря чему гостевые  пляжные домики дождались своих гостей, и агентство «Томас Кук и сын» отделалось минимальной потерей прибыли.

С тех пор изменилось многое, но понятие «горящие туры» продолжает использоваться для туров с отправлением в ближайшее время. По большому счету словосочетание «горящие туры» – это всего лишь устоявшийся термин, и им туристы обозначают все недорогие путевки. По-настоящему «горящие туры» появляются только накануне поездки – искать такие туры за полгода, за месяц или даже две недели до даты предполагаемого вылета просто не имеет смысла (потому за рубежом они и называются last minute – дословно «в последнюю минуту»).

Что такое «горящая путевка»

«Горящий тур» – возможность отдохнуть качественно и при этом сэкономить или бесплатный сыр в мышеловке?

Многих россиян не манят заманчивые горящие предложения от турфирм, они опасаются подвоха. Некоторые считают, что туроператоры специально сбрасывают цены на  путевки в связи с неважным обслуживанием в разных странах, плохими отелями, неудобным авиаперелетом, т.е. считают «горящие туры» распродажей некачественного неликвида. Это не верно.

Другие туристы считают, что «горящие туры» – это туры, от которых клиенты отказались в последний момент, и поэтому они продаются по смешным ценам. Но и это далеко от истины: если турист отказался от путешествия накануне поездки, с него удерживается определенная сумма оплаченных денег в зависимости от сроков поездки вплоть до 100%, т.е. туроператор возмещают свои фактически понесенные расходы. А тур автоматически возвращается в систему бронирования и продается на уровне действующих на тот момент цен, но никак не дешевле.

Откуда появляются «горящие туры»?

Существует несколько причин продажи туров по «смешным» ценам.

Стихийный демпинг

Крупные туроператоры перед началом сезона выкупают авиабилеты на авиарейсы, оплачивают проживание в отелях, затрачивают средства на организацию экскурсий, анимации для своих потенциальных клиентов. Однако по независящим от туроператора обстоятельствам спрос не оправдывает ожиданий. Иногда причина низкого спроса – природные катаклизмы. Но чаще цены на туры ниже себестоимости являются  следствием завышенных ожиданий и маркетинговых просчетов туристических компаний: на направление одновременно «выходят» много туроператоров, при этом клиентский спрос на это направление не велик. Единственно возможным способом хоть как-то продать свои туры становится снижение цен. Туроператор оказывается в безвыходной ситуации и готов отдать тур за любую цену, лишь бы привлечь оборотные средства.  Эксперты считают стихийный демпинг однозначно «вредным». Если весь сезон у туроператора прошел под знаком минус, возникает риск скандального ухода такой компании с рынка.

Продуманный демпинг

Иногда снижение стоимости туров – это выверенная политика туристических компаний:

Стимулирование спроса на отдельные, заведомо провальные даты. Туроператор снижает стоимость туров на те даты, когда из года в год падает спрос. Пример – последняя неделя августа, когда родители собирают детей в школу, или вторая половина января, когда новогодний поток клиентов иссякает.

Акции туроператора и его зарубежного партнера. Туроператор временно снижает цену на определенные отели, рассчитывая на привлечение дополнительного потока клиентов и получения бонуса от партнера.

Выход туроператора на новое направление: С целью «отбить» клиентов у конкурентов, туроператор намеренно формирует острую ситуацию, привлекая внимание клиентов низкой ценой с расчетом на то, что потери с лихвой окупятся позже.

Привлечение клиентов из регионов. Заявляя чартерные программы из регионов, туроператоры  рассчитывают привлечь как можно больше клиентов на определенное направление. В результате конкурентной борьбы туроператоров, цены снижаются иногда до абсурдных с точки зрения экономики. Во главу угла ставится не получение прибыли, а захват «доли рынка», увеличение оборота фирмы. На первый взгляд, действия туроператоров выглядят абсурдно, но логика есть. В условиях растущего рынка, у туроператоров  есть возможность компенсировать потери притоком денег от постоянного расширения объемов деятельности или за счет привлечения кредитов, которые даются под оборот.

Снижение цены из-за низкого сезона. В туристическом бизнесе существуют понятия «низкий» и «высокий» сезон. «Высокий» сезон – это когда на отдых устремляются огромное количество туристов. Соответственно, спрос на туры в это время высокий, а падение цен минимально. Низкий сезон – самое время, когда, покупая горящие туры, можно соблюсти равновесие «цена – качество». Например, в мае и начале июня в «пляжных» странах в море еще не совсем теплая вода, что отражается на ценах. Кроме существенной экономии семейного бюджета, небольшой поток туристов в низкий сезон гарантирует комфортный отдых для любителей спокойного отдыха без толкотни и суеты.

Достоинства и недостатки горящих туров

Основное достоинство отдыха по «горящему» предложению очевидно: Вы можете значительно сэкономить на отдыхе.

Минусы

  • Вы можете сорвать себе отдых и не улететь никуда, так как возможности предугадать, будут ли горящие путевки в сроки запланированного вами отдыха невозможно.
  • У вас ограниченный выбор как вариантов авиаперелетов, так и отелей. Вы не можете рассчитывать отдохнуть в том отеле, который вам рекомендовали знакомые.
  • При аннуляции горящего тура штраф составляет 100% и страховка от невыезда  на такие туры не распространяется.
  • Цена может быть сниженной из-за того, что на территории отеля проходит стройка или он не достроен. Подумайте, готовы ли вы к таким неудобствам.
  • Если цена упала из-за природных или политических  катаклизмов, поинтересуйтесь ситуацией на момент покупки тура и примите решение, стоит ли рисковать.

Как не обжечься горящими путевками?

Нередко недобросовестные агентства объявляют тур горящим, хотя на деле это далеко не так. Поэтому сначала выясните цены у других турагентств на аналогичные предложения. При покупке «горящего тура», тщательно прочитайте договор и убедитесь в том, что в нем прописаны условия отдыха, которые вас полностью устраивают. Обязательно выясните,  какой туроператор является организатором «горящего тура», который вы планируете приобрести и проверьте на сайте Ростуризма, зарегистрирован ли он в едином реестре туроператоров.

Согласно Закону «Об основах туристской деятельности в РФ» в договоре с туристом должны быть указаны:

  • наименование и адрес турагента и информация о том, что услуги по договору оказывает туроператор;
  • наименование, адрес и реестровый номер туроператора;
  • название, адрес банка или страховой компании, предоставившей туроператору финансовую гарантию;
  • размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования;
  • общая стоимость путевки в рублях;
  • информация о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия;
  • сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения условий договора;
  • сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения.

Где купить «горящий тур»?

Лучший вариант, если вы являетесь постоянным и лояльным клиентом добросовестного туристического агентства, оказывающего качественные услуги. Тогда вы заранее можете обратиться в свою турфирму, описав ваши пожелания по отдыху.

Менеджер турагентства отследит выход горящего предложения, отвечающего условиям вашего запроса, и свяжется с вами.

Вас порадует покупка «горящего тура», если:

  • стоимость путевки играет для вас решающую роль;
  • вы легки на подъем и готовы собраться буквально за несколько дней, а иногда и часов до поездки;
  • для вас относительно не важно, в какую страну и какой отель ехать;
  • у вас нет иллюзий, что вы купите тур в определенный отель с огромной скидкой;
  • вы не ориентированы на круглосуточное времяпровождение в отеле, так как хотите посетить множество экскурсий, дискотек и т.п.;
  • сроки поездки не являются строго фиксированными.

Если же у вас другие ориентиры для выбора  тура:

  • вы планируете отдых заранее и хотите гарантированно отдохнуть именно в определенном отеле;
  • вы не любите спешки и предпочитаете быть уверенными в завтрашнем дне;
  • заветная дата начала вашего отпуска не может быть изменена;
  • вы предпочитаете отдых в высококачественных VIP-отелях, спрос на которые очень высок;
  • для вас важно, чтобы в отеле была хорошая инфраструктура, например, если вы отдыхаете с маленькими детьми;
  • для вас важно, чтобы авиаперелет осуществлялся определенной авиакомпанией в определенное время из определенного аэропорта;
  • если вы хотите гарантированно отдохнуть в моменты пикового спроса, – например, во время новогодних или первомайских каникул;
  • если вы хотите сэкономить на отдыхе в высокий сезон – дело в том, что когда путевки раскупаются хорошо, никаких «горящих туров» быть не может;

Вам следует организовать ваш отдых с услугой «Раннее бронирование». Акции раннего бронирования позволяют сэкономить 10–30% от стоимости того или иного тура в пиковый сезон, и при этом у туриста есть возможность реализовать все свои пожелания в отношении курорта, отеля, дат вылета и прилета и т. д.

В следующей статье  разберемся в том, какими плюсами и минусами обладает раннее бронирование и в каких ситуациях выгоднее воспользоваться этой услугой.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?