Организация чартера
Организацией яхт-чартеров занимаются чартерные операторы, которые обычно владеют собственным флотом. Выйти на оператора можно либо напрямую, либо через одно из российских чартерных агентств. Агентства сотрудничают сразу с несколькими операторами и могут предложить больший выбор лодок. Комиссионные агентству (обычно 10–20% от суммы сделки) выплачиваются оператором. Если вы арендуете яхту в Турции впервые, лучше сотрудничать с агентством. При повторной аренде имеет смысл общаться непосредственно с чартерным оператором. Это значительно ускорит решение любых вопросов и, возможно, позволит получить неплохую скидку. Персонал всех турецких операторов говорит по-английски. А судя по количеству российских триколоров в турецких маринах, скоро сотрудники начнут учить и русский язык.
Яхтенный чартер бывает двух видов: чартер без экипажа (bareboat charter) и чартер с экипажем (crew charter). Для аренды без экипажа необходимо, чтобы хотя бы один член вашей команды имел международный сертификат на право управления яхтой. Некоторые турецкие операторы настолько лояльны, что принимают даже сертификаты нелицензированных российских яхтенных школ. Однако к дипломам признанных курсов под эгидой International Yacht Training (IYT) или Royal Yachting Association (RYA) доверия больше: несмотря на страховое покрытие, хозяева флота все-таки заинтересованы в его сохранности и отсутствии «несчастных случаев на производстве». Впрочем, если вы вообще не намерены выходить из марины, сгодится любая бумага с печатью.
Лодку лучше заказывать как минимум за 5–6 месяцев до отпуска. В этом случае вы сможете рассчитывать на скидку и не лишите себя выбора. Стоимость недельной аренды (bareboat) парусной 40–футовой яхты находится в пределах 2–3,5 тысяч евро. На такой лодке могут разместиться до 6 человек. Цена зависит от сезона и состояния яхты. Лучше выбирать яхту не старше 2–3 лет от роду. Многие операторы стараются поддерживать в хорошем состоянии и более возрастной флот, однако аренда есть аренда: даже при самом щадящем режиме через 5 лет чартерной эксплуатации на лодке начинает что-нибудь отваливаться. В большинстве случае это некритично с точки зрения безопасности, но довольно неприятно с точки зрения комфорта. Если арендовать яхту с экипажем, то нужно предусмотреть дополнительные расходы: местный шкипер в среднем обойдется в 100–150 евро в сутки. За такую же сумму можно нанять и стюарда / кока.
Стандартный срок аренды яхты кратен неделе – с субботы по субботу. Можно договориться и на нестандартные сроки, а также согласовать маршрут без возврата в начальный порт (one-way). Дополнительно оплачивается оформление транзит-лога и финальная уборка (эти суммы не превышают 100 евро). Также на вашей банковской карте должно быть доступно не менее 2 тысяч евро для блокировки страхового депозита.
Яхтенная инфраструктура
В Турции эпицентром яхтенной жизни и местом наибольшей концентрации яхт-чартера является юго-западное побережье, а именно Мармарис, Бодрум и Фетхие. Этот регион отлично подходит для новичков в яхтинге. Береговая линия здесь неровная, изрезанная заливами. Навигация, в силу этого, не представляет особой сложности. Здесь нет нужды совершать ночные переходы: всегда в паре часов хода можно найти защищенную бухту с пирсами, швартовыми буями или хорошей якорной стоянкой.
По словам опытных яхтсменов, инфраструктура для яхтинга в Турции – лучшая на Средиземном море. Марины начали строить в 80-х годах прошлого века. По несколько крупных марин имеется в Стамбуле, Мармарисе, Фетхие, Бодруме и Гёджеке. Есть марины в Чешме, Измире, Кушадасах, Датче, Калкане, Финике, Кемере, Анталии и Алании, а также в некоторых других портах. Практически везде на территории марины яхтсмены могут найти рестораны, банки, магазины, душевые и туалеты. Самая современная и третья по величине марина средиземноморского побережья Турции была построена в 2010 году в Каше. Сутки стоянки в марине в среднем обходятся в 30–45 евро за 40-футовую яхту.
Выбор «правильного» сезона
У турецкой природы, как известно, нет плохой погоды. Но идеальное время для яхтинга (как, впрочем, и для сухопутного отдыха в Турции) это весна и осень, а если конкретнее – май и октябрь. Зимний яхтинг тоже хорош: большую часть зимних дней светит солнце, море спокойное, а температура воды редко опускается ниже 15°C. Но все же есть вероятность, что на несколько дней зарядят дожди и вам придется коротать время в портовом баре. Дело это само по себе неплохое, но для того ли вы оплатили аренду лодки и истратили отпуск? С другой стороны, зимние цены на чартер – самые привлекательные.
В летние месяцы акватория юго-западной Турции напоминает МКАД в час пик. Все яхты зарезервированы еще с января (причем по летним, самым высоким ценам). В небольших маринах негде приткнуться, а в бухтах невозможно бросить якорь. Добавьте к этому снующие туда-сюда туристические гулеты (здоровенные деревянные яхты с безбашенными турецкими капитанами), и аналогия с московским трафиком станет еще более полной. Однако если вы не стеснены в средствах и хорошо переносите жару, можно найти свои прелести и в летнем чартере. Как вариант, можно совершить переход до Анталии или Алании: в этих краях трафик не такой плотный, что позволит отдохнуть с достаточным комфортом.
Забота о хлебе насущном
Поскольку турецкий яхтинг в большинстве случаев не предполагает длинных переходов, питание на борту целесообразно свести к легким завтракам и «перекусу» на ходу. Во всех цивилизованных бухтах есть хотя бы по одному небольшому ресторану с традиционной кухней. Пусть выглядят они не очень презентабельно, но еда там вполне съедобна и безопасна для здоровья. В крупных городах, таких как Бодрум, Мармарис или Фетхие, можно устроить настоящий «праздник живота»: здесь в наличии огромный выбор заведений на любой вкус. Если есть время и желание, лучше забраться поглубже в город, подальше от туристической набережной. Впрочем, на территории любой крупной марины есть приличные рестораны с более чем приемлемыми (по европейским меркам) ценами. Закупить провиант на лодку можно также не выходя из марины: в большинстве портов есть сетевые супермаркеты – Migros, Tansaş или Carrefour.
В первый раз в первый класс
Для тех, у кого нет шкиперской лицензии и кто не хочет нанимать капитана со стороны есть еще один способ приобщиться к яхтингу в Турции. В каждой марине юго-западной Турции вы сможете найти несколько лицензированных яхтенных школ. Многие фирмы совмещают образовательную деятельность с операторской. Недельный или двухнедельный курс позволит совместить теорию с практикой, а приятное с полезным. После экзаменов вы получите признанный международный сертификат члена команды (Competent / International Crew). А если будете хорошо учиться – то и шкиперскую лицензию.
Полезная литература
Ведущие чартерные операторы заботятся о том, чтобы на борту яхты был основной набор литературы и навигационных карт. Необходимый минимум – англоязычный атлас Turkish Waters & Cyprus Pilot Рода Хейкела. Это почти 400-страничный том с детальным описанием всего турецкого побережья, достопримечательностей и ресторанов, навигационных опасностей, с подробными картами основных бухт, схемами яхтенных марин и другой полезной информацией. Перед первым знакомством с яхтенной Турцией будет полезно также почитать практическое руководство «Как взять яхту напрокат для парусного круиза в Турции».