Михаил Мурашов
Европейская музыкальная жизнь июля-августа очень богата на события, но центральным из них, по крайней мере, в Германии, стало открытие Байройтского фестиваля. В год 200-летия Вагнера Байройт привлекает особое внимание, и тем большая ответственность ложится на плечи участников и организаторов фестивальных мероприятий. А они, как обычно, грандиозны: до 28 августа будет показано 7 опер («Летучий голландец»; тетралогия «Кольцо нибелунга», включающая, напомню, оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов»; «Тангейзер» и «Лоэнгрин»).
Вы собрались в отпуск в Италию (Францию, Австрию, Германию, Испанию) и задумались о том, чтобы совместить приятное с приятным туристические впечатления с музыкальными? Это правильная мысль: летняя музыкальная Европа каждый год предлагает настоящее пиршество из первоклассных концертов и спектаклей. При этом надо учитывать, что билеты на интересные события раскупаются за много месяцев, а иногда и лет вперед, поэтому спонтанные решения не всегда приведут к посещению желаемого события. Но даже в нынешнем сезоне, который постепенно достигает зенита, еще не все потеряно.
- Что бы такое написать про спектакль, чтобы окончательно не испортить отношения с театром? - этот вопрос задала мне моя соседка по залу, французская журналистка и музыкальный критик.
- Как что? Пишите про музыку, к ней-то вопросов нет!
- И правда, буду писать про музыку
Этот диалог состоялся после окончания последней премьеры этого сезона в Театре Елисейских полей «Дон Жуана» Моцарта. Оглядываясь назад, должен признать, что сейчас, по прошествии нескольких дней, я нашел бы в спектакле больше, чем просто качественную музыкальную составляющую. И, заметьте, совсем не из опасения испортить отношения с театром.
В предпасхальное время (а католическая Пасха в этом году праздновалась 31 марта) в Европе проходит большое количество концертов классической музыки. Однако наибольшей интенсивности концертная жизнь достигает в Люцерне, где с 1988 года проходит Пасхальный фестиваль. Каждый вечер в суперсовременном концертном зале Люцерна проходит концерт либо «звездного» коллектива, либо выдающегося исполнителя. Одновременно организуются концерты и мастер-классы на других площадках города. Люцерн буквально переполняется классической музыкой.
7 декабря миланский театр Ла Скала открыл очередной сезон премьерой вагнеровского «Лоэнгрина». Вряд ли надо говорить о том, что открытие оперного сезона в Милане привлекает особое внимание меломанов: оперы, постановщики, певцы для первого спектакля в году выбираются особенно тщательно, что, однако, не гарантирует 100-процентного успеха.
Я недолюбливаю новогодние поездки в Европу из-за того, что культурная жизнь в это время начинает развиваться в направлении «массового сегмента». По крайней мере это касается музыки. Артисты «первого эшелона» либо выкраивают долгожданную неделю-две на отдых, либо выступают с дорогими сольными концертами (новогодний «чес» развит и здесь), театры используют новогодние каникулы для короткой передышки, да и сама публика в это время разъезжается. А нет постоянной и требовательной публики нет и стимула тратить силы на качественные продукты, благо туристы эти усилия все равно не оценят. Тем не менее в большинстве крупных городов Европы в новогодние дни можно найти спектакли и концерты «немассового» качества. Их поиском в трех новогодних столицах, Вене, Берлине и Париже, мы и займемся.
6 ноября в Москве прошло одно из центральных музыкальных событий этой осени концерт немецкой меццо-сопрано Вальтрауд Майер. Вместе с Вальтрауд Майер в концерте выступил Национальный филармонический оркестр под управлением Владимира Спивакова.
Что такое «Кавалер розы» для Вены - рассказывать не надо. Сама венская опера наполнена весьма специфическим венским юмором и особым шармом. Традиция исполнения «Кавалера» на этой сцене - отдельный разговор, и удивить местных опероманов очень трудно. Так что задача у Хартерос была нелегкой, и справилась она с ней блестяще.
Насколько кратким может быть век оперного певца, показывает пример Натали Дессей. Ни операции на связках, ни поддержка и любовь зрителей помочь не смогли. Это продемонстрировало московское выступление в Лючии в 2011 году, и надежда на то, что московская неудача была случайностью, не оправдалась. Увы, это не случайность, и впечатление от выступления Дессей было скорее грустным.
Венгерская опера обычно не упоминается в списке ведущих европейских оперных театров, но тем не менее зачастую демонстрирует отличное качество.