Билеты –куплены в день спектакля за 1200 форинтов (что-то в районе 4–5 евро). 3 ярус, середина, видимость отличная. Выбор был только из этой категории, все остальное распродано, притом что только в декабре Дон Жуан шел 6 раз.
Театр – в лучших традициях европейских оперных театров, разве что требует как минимум косметического ремонта. Скрипучий паркет и потрепанные кресла прилагаются к отличной акустике, а роспись плафона грозит осыпаться.
Спектакль оставил неоднозначное впечатление. Минималистичные декорации, отсутствие экстравагантностей на сцене, особо не примечательные осовремененные костюмы. Крепкий нераздражающий середнячок.
С музыкой все сложнее. На разогрев и раскачку ушло слишком много драгоценного времени, причем и у оркестра, и у певцов. В результате первое впечатление, по правде говоря, было совсем не радужным, но оно постепенно уходило.
Порадовал очень качественный оркестр. Из солистов хочется особенно выделить Монику Гонсалес. Сплав латиноамериканской крови (хотя родилась она в Италии) и венгерского музыкального образования дал темпераментную игру, красивый, сильный, отточенный голос и сценическое обаяние. Приятно удивил Дон Оттавио очень симпатичный тенор, в большинстве случаев выдававший красивый, полноценный звук. Можно предположить, что не самая стройная комплекция помешала певцу выступать на более известных оперных сценах. Либо еще время не пришло – хочется надеяться на последнее.
Очень сильная пара Дон Жуан – Лепорелло, причем с акцентом на последнем слоге. Особенно приятно, что Алик Абдукаюмов, единственный невенгерский певец, прекрасно себя чувствовал на сцене и вокально, и драматически.
По моим ощущениям, певцы могли бы показать еще более высокий класс в условиях «продвинутого» оперного театра и прежде всего с более интересным дирижером и в более детально проработанной постановке. Все данные для этого были.
По иронии, на следующий день Ла Скала открывала сезон «Дон Жуаном». Сравнивать два этих спектакля – неблагодарная работа, но скажу абсолютно искренне, что в Будапеште было много симпатичных и даже очень приятных моментов, которые запомнились. Ну, а в Милане, как вы помните, было достаточно моментов, которые запомнились как не очень приятные. Так что все в этом мире относительно, а в будапештскую оперу ходить однозначно можно и нужно! В скобках замечу, что поездка в Будапешт из Вены на пару дней стоит того – замечательная картинная галерея, вкусная еда и термальные источники плюс опера достойны внимания вне всякого сомнения.
Director – Gianfranco de Bosio
Set Designer – Nana Cecchi
Costume Designer – Nana Cecchi
Conductor – Ádám Medveczky
***
Don Giovanni – István Kovács
Il Commendatore – Péter Fried
Donna Anna – Mónika González
Don Ottavio – Tibor Szappanos
Donna Elvira – Éva Bátori
Leporello – Alik Abdukayumov
Masetto – Dániel Kelemen
Zerlina – Júlia Hajnóczy