(Начало авторской колонки здесь).
Один из самых популярных музеев Парижа — музей Орсэ. В его адрес мне не раз приходилось слышать определение «очень парижский». Думаю, такое впечатление остаётся у посетителей, во-первых, потому, что в музее много картин с видами Парижа и портретов парижан. Во-вторых, в силу того, что большая часть собрания — это произведения импрессионистов - художников, живших в Париже, вдохновлявшихся атмосферой этого города и создавших здесь одно из самых популярных течений в искусстве Нового времени.
Ваше счастье, если вам нравятся импрессионисты, о них очень легко говорить с ребёнком. В их пейзажах много узнаваемых мотивов, среди портретов часто встречаются детские. Работы импрессионистов легко описывать, о них можно сочинять целые истории: как ты думаешь, что это за человек? Какое у него настроение? Чем он занимается? Где живёт? Уж не в том ли домике с соседней картины?
Такие разговоры увлекут малыша, а вы сможете между тем насладиться красотой живописи. Музей очень большой, кроме импрессионизма здесь представлены и другие течения XIX — начала XX веков от Энгра до символизма, так что посмотреть Орсэ целиком едва ли получится, рекомендую заранее расставить приоритеты. Орсэ расположен на набережной Анатоля Франса, точно напротив Лувра, так что визит сюда можно совместить с прогулкой в Тюильри или же, углубившись в левый берег, дойти до Дома Инвалидов или квартала Сен-Жермен-де-Пре.
Билет музея Орсэ действителен в течение 4 дней и даёт право на посещение Оранжери — небольшого уютного музея импрессионистов, расположенного в старой оранжерее на краю сада Тюильри. Главный хит собрания — серия панно «Кувшинки», написанная старым и ослепшим Клодом Моне.
По части импрессионистов существует также музей Мармоттан. Он стоит вдалеке от основных туристических троп рядом с Булонским лесом. Но если вы путешествуете с ребёнком, такое соседство окажется очень кстати, поход в музей можно совместить с прогулкой в лесу и посещением Kлиматического парка. Мармоттан похож на старый обжитой особняк начала XIX века со старинной мебелью, потёртыми паркетными полами и картинами в тяжёлых рамах. Уютная и домашняя обстановка располагает к неспешным беседам.
В прошлый раз я писала о замечательном, также очень парижском музее — музее Родена. Ещё раз обращу на него внимание, а также добавлю, что неподалёку, как раз на пути к Сен-Жермен-де-Пре находится музей-студия современника Родена скульптора Майоля.
Прекрасные скульптуры работы Майоля можно увидеть в саду Тюильри, в музеях Орсэ и Родена, кстати и в нашем Пушкинском тоже. Музей расположен в особняке XVIII века, он предлагает вниманию посетителей работы Майоля, Родена, Дюфи, Пикассо, Матисса, Дега, Сезанна, Фуджиты, Кандинского.
Очень интересен для семейного посещения музей-мастерская Бурделя - одного из самых значительных и влиятельных скульпторов рубежа веков. Музей состоит из мастерской, квартиры, сада и большого Холла. За истекшие сто лет обстановка мастерской мало изменилась, и сегодня она напоминает скорее живое рабочее пространство, нежели музей.
Сохранилась мебель Бурделя, его инструменты и античные слепки, служившие источником для вдохновения. В небольшом пространстве собраны произведения из камня, дерева, бронзы - прекрасный повод в непринуждённой остановке поговорить с ребёнком о скульптурных техниках. Это простая и понятная тема, ведь малышу наверняка уже приходилось лепить из глины или пластилина, а может быть он даже принимались за поделки из дерева.
В комнате Бурделя также сохранена обстановка столетней давности. Произведения скульптора можно посмотреть в Большом Зале (гипсы) или во дворе (бронзы). Очень много работ в музее на античную тематику: Пенелопа, Геракл-Лучник, голова Аполлона, умирающий Кентавр.
Вы ещё не пробовали перекладывать античные мифы на манер сказок? Это может быть очень увлекательно! Расскажите, например, о том, как герой Одиссей ушёл на войну, его прекрасная жена Пенелопа терпеливо ждала супруга больше 20 лет. Бурдель изобразил её грустной и задумчивой, такой она выходила на берег моря, думала об Одиссее и смотрела на море, надеясь увидеть корабль мужа.
Геракл был героем необыкновенной силы и храбрости. Он разорвал пасть огромному льву и победил страшную трёхголовую гидру, он изменил течение целой реки и удержал на плечах небесный свод. А из своего лука он стрелял в страшных Стимфалийских птиц.
Эти птицы с медными клювами, крыльями и когтями сыпали на землю свои острые перья, поедали весь урожай у крестьян и нападали на людей. Геракл сперва напугал их громким звуком, а потом прогнал, стреляя из лука. Итак, если выоказались в квартале Монпарнас — непременно наведайтесь в гости к Бурделю, тем более, вам это ничего не будет стоить — билет бесплатный.
Говорить об искусстве XIX века нетрудно, каждое произведение - это сюжет. А как смотреть современное искусство? Как ни странно, мало понятное нам творчество художников ХХ века может очень понравиться ребёнку. Картины Матисса, Пикассо, Дюбюффе, Твомбли зачастую напоминают детские рисунки. Самые известные музеи современного искусства — это центр Жоржа Помпиду в квартале Бобур и музей современного искусства города Парижа во дворце Токио. Коллекция Музея современного искусства небольшая, но очень качественная, здесь прекрасные работы Пикассо, Миро, Гриса, Леже, Дюфи. Поход в этот музей не отнимет много времени и не утомит.
Центр Помпиду, напротив, очень большой. К сожалению, в экспозиции много весьма посредственных и неинтересных работ. Если вы любите искусство XX века, то Помпиду вас скорее всего разочарует, но эстетический опыт детей невелик, они на всё смотрят глазами первооткрывателей, самый заурядный движущийся объект привлечёт их внимание не меньше, чем графика Джакометти или живопись Бэкона.
Достоинство центра Помпиду также в его удобном местоположении - в самом историческом центре города между ратушей и церковью Сент-Эсташ. Да и сам квартал Бобур — очень симпатичное место для прогулок. Кстати, с галереи центра Помпиду открывается прекрасный вид на Париж.
До середины прошлого века Париж был центром западного искусства, при этом он никогда не замыкался внутри европейской культуры. В конце XIX - начале XX века художники, учёные и коллекционеры Парижа открыли для себя экзотическое искусство стран Африки, Азии и Америки, в это время появились собрания Гиме, Чернуши, Вара, Делапорта и многих других. С тех пор страстная любознательность перешла в почтительное уважение и внимательное изучение. Сегодня в Париже несколько крупных музеев восточного искусства. Музей на набережной Бранли у подножия Эйфелевой башни - это собрание произведений искусства Африки, Азии, Доколумбовой Америки и Океании.
Посещение музея напоминает захватывающее путешествие в таинственный дикий и непредсказуемый мир. Пространство музея похоже на город, прогулка по которому готовит множество сюрпризов и открытий. После череды узких отсеков с тканями, масками и мелкой пластикой вдруг открывается просторная «площадь», посреди которой стоит группа монументальных африканских зооморфных скульптур или деревянная конструкция индейского дома.
Неожиданно вы окажитесь в зале, покрытом от пола до потолка фресками христиан-эфиопов, на ярких красных фонах по ковровому принципу расположились большеголовые герои с огромными глазами. Или вдруг вы попадёте на показ спектакля в индонезийском кукольном театре. Но предупреждаю: некоторые памятники ритуального назначения очень страшны и могут не на шутку напугать, так что прежде, чем идти в замечательный музей на набережной Бранли, просмотрите коллекцию на сайте музея!
Музей Гиме - первый в Европе и до сих пор самый большой музей восточного искусства. Несколько крупных коллекций, собранных во время экспедиций по странам Ближнего и Дальнего Востока разместились на пяти этажах особняка начала ХХ века. Собрание включает живопись, скульптуру, мелкую пластику, текстиль Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Индии, Пакистана, Афганистана, Сирии.
Рассматривая изображения людей, природы, животных и чудовищ, ребёнок найдёт как знакомые образы, так и волнующие загадочные сюжеты. Конечно, если вы не специалист по восточному искусству, вам будет трудно вести разговор, но это не значит, что визит получится скучным.
Искусство такое выразительное, подчас жуткое, подчас наивное, не оставит малыша равнодушным. Возможно, ваши комментарии и не понадобятся, впечатлённый зритель станет высказывать собственные суждения, тогда только успевайте записывать за ним! Советую вам также взять карандаши и поупражняться в вольном копировании произведений искусства. Получится прекрасный альбом с детскими рисунками и комментариями. Осмотрев экспозицию, вы можете наведаться в японский садик с буддистским павильоном и подкрепить свои силы в музейном кафе.
От Гиме рукой подать до Трокадеро, дворца Токио и Эйфелевой башни. Если вас пугают грандиозные масштабы Гиме, посетите Музей Чернуши. Собрание этого музея небольшое, но очень качественное, почти каждый объект достоин внимания. Коллекция произведений искусства Кореи, Японии, Китая и Вьетнама была собрана во время кругосветного путешествия финансистом Анри Чернуши и разместилась в специально построенном особняке вблизи парка Монсо неподалёку от площади Звезды.
Ещё одно симпатичное место для любителей ориентализма - Институт арабского мира. Здесь часто проходят интересные тематические выставки. Так, в настоящий момент можно посмотреть сказочную выставку, посвящённую «Тысяче и одной ночи». Институт интересен не только любителям арабского искусства, но и поклонникам современной архитектуры: его здание построено Жаном Нувелем, во дворе — павильон Захи Хадид и скульптуры современных арабских художников. Институт расположен вблизи прогулочной набережной Сен-Бернар, музея скульптур под открытым небом, рядом с детским городком и ботаническим садом.
Но что, если вы не любите художественные и исторические музеи и полагаете, что на вашего ребёнка они нагонят скуку? В прошлом очерке я писала о парке Ла-Виллетт и Городе науки и промышленности, в котором ребёнку будет предложено освоить различные профессии и углубиться в тайны технических изобретений и физических явлений. Я также упоминала о музее естественной истории в Ботаническом саду с его галерей эволюции — чучелами более 1000 животных. Кроме этих двух выдающихся мест в Париже есть ещё несколько поистине захватывающих музеев.
Во-первых, это политехнический Музей ремёсел и профессий - один из самых современных и замечательных во всём мире. В его собрании 80 миллионов предметов, связанных с различными научными и техническими изобретениями начиная с XVI века до наших дней. Музей расположен в старинных зданиях монастыря Сен-Мартен-де-Шан, снаружи стены сохранили средневековый облик, но от внутреннего убранства почти ничего не осталось. Экспозиция состоит из 7 разделов: научные инструменты (глобусы и подзорные трубы, измерительные инструменты), материалы, конструкции, средства связи (первые телевизоры, энергия, механика, транспорт (от повозок, первых автомобилей и аэропланов до формулы-1).
В музее есть коллекция механических кукол-автоматов XVIII-XX веков. Три раза в месяц куклы «оживают» и выступают перед посетителями. Расписание представлений можно узнать на сайте музея.
Увлечённым наукой школьникам будет интересно посетить Дворец Открытий. Дворец очень похож на город науки и промышленности в Ла-Виллетт, здесь есть планетарий и залы математики, химии, физики и астрономии. Музей находится в западном крыле Гранд-Пале, то есть в самом сердце туристического Парижа.
Любителям животных, не добравшимся до Галереи эволюции в ботаническом саду, советую заглянуть в Музей охоты и природы. В старинном особняке XVII века, построенном Мансаром, разместилась коллекция охотничьего оружия и чучела животных: кабанов, оленей, газелей, леопардов, медведей. Кроме того, музей обладает небольшой, но хорошей коллекцией живописи, в неё входят работы Лукаса Кранаха Старшего, Рубенса, Снейдерса, Шардена, Камиля Коро.
В завершение упомяну три музея с детской тематикой. Во-первых, частный Музей кукол в квартале Бобур неподалёку от центра Помпиду. Здесь вы увидите коллекцию кукол, а также кукольных аксессуаров XIX - XX веков. Во-вторых, Музей магии в Марэ, рассказывающий историю фокусов, трюков и обманов, собранных за всю историю человечества. Время от времени в музее выступают фокусники и даёт представление Театр автоматов.
В-третьих, Музей ярмарочного искусства в отдалённом районе Берси. Это небольшое собрание каруселей и качелей XIX века, на которые сегодня можно только смотреть, да и то лишь по предварительной записи. Я не поклонник таких «детских» мест, на мой взгляд, они только дразнят.
Куда лучше и познавательней полюбоваться Роденом, поговорить о Наполеоне или погрузиться в тайны космоса. Это совсем несложно! Если вы чувствуете себя неуверенно, ознакомьтесь с книгой Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве». Это прекрасное пособие в помощь родителям. Автор даёт ряд практических советов взрослым о том, как сделать посещение музея приятным, что и как рассказать детям от 5 до 13 лет о художниках и картинах.
Путешественникам, решившимся на плотную музейную программу, советую приобрести карточку Paris Museum Pass. Она поможет вам сэкономить на билетах. Её цена - 39 евро на 2 дня, 54 евро — на 4 дня и 69 евро — на 6 дней. Карточка действует только в государственных музеях и для постоянных экспозиций. Кроме того, муниципальные музеи Парижа круглый год открыты бесплатно!
Courage!