Мэрия на пути Христа

Коллизии вокруг установки монументов, подобных 25-метровому князю Владимиру в Москве, когда на все возражения о том, что выбор места для новой статуи и исполнение проекта кажутся крайне спорными и не сочетаются с окружающим городским пространством, следуют аргументы о сакральности реализуемой идеи, случаются далеко не только в России. Это, по-видимому, вообще один из инструментов монументальной политики, едва ли свидетельствующий о здоровой общественной ситуации там, где он применяется. И пока на склонах Воробьевых гор проводятся грунтоукрепительные работы, можно посмотреть, как довольно схожая сюжетная линия в настоящее время развивается в польской Познани.

Там тоже собираются установить в городе некий сакральный монумент, которому рады далеко не все, учитывая место, где его хотят поставить. Сторонники монумента уже выходили на улицу и успели обвинить противников во многих страшных грехах. Впрочем, развязка этой истории, по-видимому, не настолько предсказуема, как московской.

Если говорить вкратце, то в Познани хотят поставить 5-метровую скульптуру Иисуса Христа. Речь идет о восстановлении, так называемого «Памятника благодарности» - сооружения, которое в свое время католическая общественность города решила поставить в память о возвращении Польше независимости.

Станислав Кувалдин
Станислав Кувалдин

Закончил исторический факультет МГУ, кандидат исторических наук. Изучает историю Польши. Журналист, сотрудничает с «Новой газетой», порталом «Слон» и другими изданиями

Идея этого памятника обсуждалась еще в начале 20-х годов. Начавшееся в 1918 году в Познани, входившей на тот момент в состав Германских земель, Великопольское восстание, стало одним из важных этапов на пути воссоздания польского государства в межвоенный период. Однако сбор средств и различные организационные мероприятия продолжались довольно долго, и памятник в итоге был сооружен только в 1932 году. 

Сооружение было возведено в центре города, на площади Адама Мицкевича и представляло собой триумфальную арку, в главном проеме которой располагалась 5-метровая бронзовая скульптура Христа (по бокам арки располагались барельефы с польским гусаром и повстанцем с винтовкой — в общем, довольно стандартная идея с перекличкой поколений защитников отечества и борцов за независимость). Следует отметить, что до обретения Польшей независимости на этой площади стоял памятник Бисмарку, который был снесен в 1919 году и долго хранился на складе. В итоге фигуру Христа отлили из бронзы переплавленного Бисмарка.

Когда Христа делают из имперского канцлера, стоявшего на том же самом месте, это едва ли сулит скульптуре счастливую и гармоничную судьбу. Сам памятник никогда не считался особо удачным — в том числе и потому, что триумфальная арка, поставленная на площади с отсутствием перспективы в принципе, не может считаться хорошим замыслом. Однако судьбу памятника определили не эстетические, а исторические обстоятельства.

В 1939 году началась Вторая мировая война, Познань была оккупирована Германией и включена в состав Рейха. Немецкие власти уже в октябре 39-го года снесли памятник в ознаменование польской независимости, статуя Христа была вновь переплавлена. Куда пошла бронза на этот раз, неизвестно, но очевидно, во время войны ей бы нашлось какое-то применение.

После войны новые власти социалистической Польши, разумеется, также не стали восстанавливать скульптуру Иисуса. Вряд ли, впрочем, кто-то особенно тосковал именно об Иисусе на старой площади. К тому же история Польши прибавила поводов и событий, которые заслуживали памяти. В 90-е на площади Мицкевича был сооружен памятник участникам городских волнений в июне 1956 года, ставших прологом польской оттепели.

Однако в 2012 году о бронзовом Иисусе вспомнили. Тогда в Познани появился комитет, ратующий за воссоздание памятника, который возглавил профессор факультета филологии Познанского университета, консерватор и поклонник Леха Качиньского Станислав Миколайчак. Деятели комитета решили добиваться того, чтобы Иисус вновь вернулся в Познань. Аргументы, выдвигаемые комитетом, были достаточно предсказуемыми -  если мы не восстановим памятник, значит предадим память наших предков, боровшихся за независимость. Вернуть памятник члены комитета намерены к 2018 году — столетию Великопольского восстания.

Однако у восстановления памятника появились противники. Прежде всего, потому что любая монументальная религиозная манифестация воспринимается сейчас в Польше неоднозначно — точнее, она обязательно найдет сторонников среди консерваторов, борцов за сохранение патриотических традиций и соответственно вызовет раздражение тех, кто не хочет иметь ничего общего с этой публикой.

Общественное противостояние между сторонниками либеральных взглядов, как правило, довольно далеких от нынешних, в большинстве своем консервативных польских католических иерархов и теми, кто склонен видеть в либералах и леваках предателей польского народа, его веры и традиций, не слишком отличается от российского. Узнаваемые типажи обеих сторон тоже в чем-то похожи. Речь идет именно о способах разрешения таких противостояний и возможностей каждой стороны отстаивать свои интересы.

В Познани городские власти не возражали в принципе против желания поставить Иисуса (точнее, у них не было полномочий для прямого запрета частной инициативы), однако тема о том, где поставить такой памятник, уже представлял вопрос, требующий согласования. Площадь Мицкевича с учетом, что там уже стоял памятник событиям 56-го года, представлялось крайне неудачным решением. Тем более, что не все познанцы в принципе хотели восстанавливать этот памятник и многие недоумевали, почему скульптура, простоявшая в городе всего 7 лет, должна обязательно появиться в нем вновь.

В итоге, не получив согласования, члены комитета пошли на достаточно оригинальный шаг. Они добились согласия на организацию на площади Мицкевича выставки «Благодарны за независимость» - такую выставку члены комитета проводили не первый год. В этот раз, однако, элементом выставки, помимо фотографических стендов, должна была стать уже отлитая фигура Христа, повторяющая скульптуру 1932 года. Статую бы «временно» установили на площадь в качестве декорации, ну а позже она, видимо, должна была дожидаться согласования места ее постоянной дислокации.

При этом члены комитета приготовили специальную торжественную церемонию для этого временного размещения. Статую на специальной платформе должны были грузовиками вести в Познань по автомобильной трассе через несколько городов, где с нею должны были провести торжественные встречи с участием представителей церкви. Все это создавало небезосновательные подозрения, что временно поставленную статую позже будет довольно непросто убрать.

Похожая ситуация сложилась в 2010 году, когда во время траура по жертвам Смоленской авиакатастрофы у президентского дворца был установлен крест. Позже защита этого креста, установленного без всякого согласования, превратилась в отдельный элемент уличных акций сторонников партии братьев Качиньских, которые вели вокруг него круглосуточное дежурство, провозглашали, что раз установленный крест на польской земле убирали только враги и предатели.

Ситуацию удалось разрешить только после многомесячных уличных истерик, манифестаций сторонников и противников креста перенесением его в Костел святой Анны. В Познаньскую ситуацию в самый последний момент вмешался мэр города Яцек Ящковяк — сторонник партии Гражданская платформа (с подозрением относящийся к любой подобной активности, исходящей от сторонников Качиньского) и в целом дистанцированный от католической церкви.

Он потребовал проведения согласования для установки фигуры с подразделениями мэрии, отвечающими за сохранение исторических зданий, представить экспертизу безопасности установки этой скульптуры и многие другие формальности. Поскольку соответствующих бумаг у членов Комитета по восстановлению памятников не оказалось, Иисуса на площадь не пустили.

Решение тут же вызвало гневную отповедь членов комитета. Один из них — профессор Познанского университета Ян Скуратович — заявил, что власти города стали соучастниками преступления нацистов, сломавших памятник в 39-м году. Фактически со схожими обвинениями выступил и Познанский митрополит, архиепископ Станислав Гондецкий, участвовавший в молитвенном собрании, состоявшемся на Площади Мицкевича вместо планируемой выставки и водружения статуи.

Мэр города ограничился замечанием о том, что дискуссия переходит границы дозволенного, но менять решения не стал.

Сейчас решение остается в подвешенном состоянии. Возможно, сторонникам памятника удастся добиться пересмотра принятого решения или согласовать новое место для его окончательной установки. Возможно, что-то поменяется, если город возглавит другой мэр — тогда, впрочем, более громко выскажутся противники памятника (их тоже немало, у них есть свои объединения и группы в социальных сетях), они, вероятно, найдут поддержку среди некоторых политиков местного уровня.

Сама ситуация от этого не становится особенно здоровой или красивой. Тем не менее, на ее разрешение в ту или иную сторону влияют обычные бюрократические процедуры, мелкие интриги и не всегда эстетически совершенная, но вполне работающая политика местного уровня, где у каждого есть свои инструменты для борьбы. И в этом смысле Иисус в Познани не сравним с Владимиром в Москве не только по своим размерам.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?