Квартал Хуфайзен находится на южной границе района Нойкельн, там, где вы никогда, будучи в городе туристом, не окажетесь случайно. Ехать сюда нужно прицельно — ближайшая станция метро называется Блашкоаллее (Вlaschkoallee). Уже на станции местных и редких туристов встречают изображения района — построенный в качестве дешевого социального жилья, он в 2008 году вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Хуфайзен по-немецки значит «подкова». Вот так выглядит квартал сверху — центральное здание выполнено в форме подковы, остальные дома расположены линейно. Построил Хуфайзен архитектор Бруно Таут. Он родился в Кёнигсберге, был представителем движения так называемой новой вещественности. Объекты интересовали Таута такими, какие они есть, без романтического или идеалогического флёра. Строительство квартала в 20-х годах XX века было ответом на общественный запрос — после Перовой мировой жилья не хватало, денег было мало. Строить надо было быстро, дешево и эффективно.
В квартале Хуфайзен 1072 квартиры. Все дома — малоэтажные, квартиры — небольшие. Большинство квартир имеют собственные участки.
Хуфайзен показывает, насколько блестяще Бруно Таут справился со стоящей перед ним задачей. Район спланирован как дружелюбное, соразмерное человеку, уютное пространство, яркое даже в дождливый день. Использование ярких цветов, игра на контрастах — отличительные черты стиля Таута.
Архитектор использовал очень простые, доступные, но эффектные приемы отделки: это фактурная штукатурка, выделение важных архитектурных деталей, таких как арки, углы, цоколи, подъезды клинкерным кирпичом, работа с цветом.
Немцы очень бережно относятся к сохранению исторического наследия. Это касается не только самого квартала, который находится в безупречном состоянии, но и таких деталей, как, например, уличные водокачки. В городе давно работает водопровод, это не Самара, где в XXI веке жители некоторых домов носят воду ведрами! Берлинские водокачки уходят к грунтовой воде, из некоторых из них можно пить.
Вслед за почтальоном мне удалось проскользнуть в один из подъездов. Конечно, тут сохранилось все таким же, каким было при Тауте — деревянные перила и ступени выкрашены берлинским красным или цветом бычьей крови, стены аккуратно побелены, подлестничные своды оформлены синим, перекликающимся с цветом, использованным на фасаде.
Как я поняла, у жителей первых этажей есть выход на собственные участки — сквозь зелень мне удалось рассмотреть садовую мебель и надувные бассейны.
Музеев, винтажных магазинов, хипстерских баров и дизайнерских бутиков в Хуфайзене нет, именно поэтому вы вряд ли сможете оказаться здесь случайно.
А это уже дома на красной стороне поселка. Фактически, это формат таунхауса — отдельный вход, небольшая площадь, помещения распределены на нескольких этажах.
Деревья эти были в поселке изначально — в сети можно найти фотографии благоустройства двадцатых годов, где кроны имеют точно такую же форму. Вот это связь времен!
Над Хуфайзеном Бруно Таут работал вместе с коллегой Мартином Вагнером, ведущим берлинским архитектором. Один из домов квартала построен как раз им — он выделяется фасадами с необычными полукруглыми эркерами и особенно яркими дверями, конечно.
Еще больше классных фотографий — в Дашином блоге.