«Капитан Трус» по кличке Cazzo

Ну вот, 31 числа закончилась официально спасательная операция на месте крушения круизного судна Costa Concordia, принадлежащего британско-американскому концерну, который владеет 49 процентами мирового круизного бизнеса. На самом деле, в ночь с 13 на 14 января 2012 у тосканского острова Джильо осуществился самый страшный сон любого путешественника по морю.

При отличной видимости, при отличной погоде, без волны и ветра, на полном ходу при отлично работающих двигателях и навигации утопили огромный пароход, на котором было 4200 человек. В данном случае слово «пароход» – сленговое, к типу теплообмена двигателя не имеет никакого отношения.

На сегодня погибшими официально считаются 16 человек. И видимо это финальная цифра, которая могла бы быть гораздо гораздо страшней.

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

С картиной происшествия уже все понятно, да и, в общем-то, было понятно сразу – по показаниям системы оповещения нахождения суда в океане. В 9:30 судно задело подводную скалу на траверзе мыса Ла Скола. В 9:35 начались перебои с электропитанием и, стало быть, с ходом.

Некоторые пассажиры начали паниковать.  В 9:45 прозвучал первый сигнал тревоги. В 9:50 судно начало крениться. В 10 люди стали собираться на четвертой палубе, где крепятся спасательные средства. В 10:10 прозвучал сигнал «Покинуть корабль». В это время капитан делает дугу по ходу движения судна с разворотом, чтобы попытаться вернуться в порт, который оставил ранее левым, пробитым на 40 метров, бортом. Это сразу сбило с толку комментаторов-любителей, которые не могли понять позднее, почему судно лежит носом к порту на правом боку.

В 10:20 береговая спасательная операция началась со старта скоростных лодок и вертолетов. Многие пассажиры прыгают в холодную воду. 11:15 первые спасательные шлюпки подходят к берегу. В 10:40 СМИ сообщают, что обнаружили на берегу капитана «Коста Конкордии» Скеттино.

И вот тут-то началалось то, что меня лично пугает гораздо больше навигаторских ошибок и нетренированности экипажа. Тут началась история тотального вранья.

Причем источник его – капитан Скеттино. Каждые пять минут этот человек выгораживал себя, как только мог, врал на каждом шагу, будучи пойманным за руку, он тут же придумывал новую версию и так далее. Дело в том, что в современном морском судоходстве, связанном с огромными деньгами и тысячами пассажиров, существует инструментарий, который не только пишет, отслеживает, запоминает, передает, дублирует и т.д. – все действия парохода и на пароходе, так что рано или поздно ложь станет ложью, а не версией случившегося. Это как – записать на мобильник ваш разговор с гаишником, который потом врет в суде, что все было совсем не так. Ан нет.

В первые минуты в ответ на звонок береговой охраны «дескать, все ли в порядке – вы слишком близко к берегу» капитан сказал дважды (как будто люди не понимают, что все пишется), что имеются небольшие технические неисправности.

Потом, когда стало понятно, что это крушение, капитан Скеттино сообщил, что он шел по установленному курсу (а он кстати прописан в навигации и отклонение от курса вызывает звуковой сигнал) из Читтавеккья. И что он натолкнулся на подводные скалы, не указанные на картах.

Вот человек в двух предложениях соврал дважды. Оказывается, он позвонил старому капитану парохода, который живет на острове и сказал, что «сейчас он ему передаст привет» и на полном ходу подошел вплотную к скалам Ла Скола, у которых есть еще и подводная часть, которая и распорола ему левый борт.

Потом эта информация дважды, со слов капитана, претерпит полную трансформацию – сначала это не старому капитану привет, а попытка показать вблизи малую родину стюарду, который был на борту и который родом с острова Джилио. Потом эта инфа стала «обычной практикой, таким образом все капитаны развлекают пассажиров и это нормальный маркетинг». Вот врет человек, как дышит. Вот он говорит, что якобы нашел неуказанную на картах скалу – это в водах Тосканы, где уже сотни лет знают каждый камушек. Здесь родились и выросли мореплаватели, изменившие ход мировой истори – Америго Веспуччи, Джованни Вераццано – вот на этих берегах, в этих водах. Какие к черту «неизвестные скалы»?

Потом, как в случае с крушением рейса Аэрофлота А-310 в 94 году, выясняются удивительные детали – там ребенка посадили за руль и угробили самолет, а тут вдруг на мостике посторонние – молдаванка, у которой был билет, но не было каюты (то есть скорей всего, девушка собиралась ночевать в капитанской каюте).

Но во всей красе капитан раскрылся во время эвакуации пассажиров. Когда он доложил, что эвакуация завершена, когда она с трудом только только началась. Вполне возможно, он имел в виду эвакуацию собственной тушки, потому что вдруг обнаружилось, что он уже сидит в спасательной шлюпке и направлется в порт. Тогда уже не выдержал капитан порта Джилио Грегорио Де Фалко, который заорал на Скеттино ‘Vada a Bordo, Cazzo' («Возвращайся на борт, х…йло»).

Но капитан Скетино не мог не знать, что оставление судна, терпящего бедствие, капитаном карается по итальянским законам 12 годами тюрьмы, между прочим. Однако, этот человек, который показал себя не только трусом, но и тотальным лжецом, вел себя так, как будто знал, что его отмажут. Или – что тотальная ложь рано или поздно сработает.

Но в эпоху не менее тотальной регистрации переговоров, разговоров, перемещений, «черных ящиков» оранжевого цвета все тайное становится явным. И когда капитану говорят «Ты что –покинул корабль?», он отвечает «Нет-нет, я тут, на борту». Ему, конечно же, говорят по рации «Тебя только что видели в спасательной шлюпке», на что капитан Скеттино, я надеюсь, навсегда бывший капитан Скеттино, говорит (внимание!) «Я случайно упал в спасательную лодку». Но в разговоре с Грегорио де Фалько он наотрез отказывается возвращаться на борт. И обалдевший от такой наглости капитан порта спрашивает его: «Что ты собрался делать – ехать домой?».

Все переговоры демонстрируют полную неадекватность капитана, который в условиях катастрофы просто разрыдался, ушел в отказку, забил на все и оставил все как есть.

Тем не менее, как только его нашли в городском магистрате, он объявил, что спасал жизни, как мог, и на его счету сотни, нет, тысячи спасенных.

Вешайте ваши кранцы на просушку. Море такого еще не видело.

А ведь капитан Скеттино – не последний профессионал на море. У него отличный послужной список. Хотя, может быть, с такими талантами, как у него, он мог себе выправить любой послужной список, рассказав какой он герой. Но семья его матери – всегда была судовладельцами в Италии. Он начал свою карьеру на пароме компании Tirrenia, которая обслуживает нефтяную Agip Group. Потом перешел в Carnival – круизную компанию, которой принадлежит средиземноморская круизная компания Costa в 2002 году и походив старшим помощником, он стал капитаном Costa Concordia в 2006 году. Кстати, когда ее спускали в 2005, – и это видно на видео – бутылка шампанского не разбилась о борт. Я надеюсь, все присутствующие здесь ни разу не суеверны?

Бутылка – дура, она не может знать, что рулить придется Скеттино. А вот то, что потрясающие технологии, которые сделали современное мореплавание удивительно удобным и безопасным, вдруг вырастили поколение моряков, которые не умеют ни действовать в кризисных условиях, ни отвечать за свои слова и поступки, – вот это уже трагедия. А главное, что не очень понятно, что с этим делать. Не посылать же итальянских капитанов на практику на зиму в Советскую гавань?


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?