Бедная Лиза

Однажды я жил в Будапеште на улице Стефании. Достаточно долго, чтобы каждый день проходить мимо маленького дворца. Странное дело – обычно к нему не водят туристов. А тем не менее, это дом Сисси – Елизаветы Баварской, самой красивой и самой несчастной из европейских императриц.

Сисси – это ее домашнее прозвище. Попавшая с просторов Баварии в душную Вену, с вечно занятым мужем, с отвратительной свекровью, она считалась чуть ли не бунтаркой. Что немудрено в нафталинном окружении.  

Ее оттирали от мужа, от детей. Все ждали от нее сына, а она рожала девочек. И даже когда она родила наследника, то ее вообще отстранили от него, якобы чтобы воспитывать из него императора. Ну и воспитали – доведя дело да Майерлингской трагедии.

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

Ее муж – император – не пускал ее в политику, хотя сам довел дела до довольно печальных. Потом он стал замечать, что во время путешествий императрица Сисси производила всегда очень приятное  впечателение на людей, народы и страны. Он даже пытался через нее уладить отношения с Италией, где австрийского императора не жаловали. Помогло, но не очень.

Ей удалось все-таки добиться взаимодествия Австрии и Венгрии. И она любила свой венгерский народ и венгры любили ее. 

Императрица-нонконформистка стала хорошим пиар-проектом для всей пыльной монархии – душевная, красивая, в дурных отношениях со свекровью, которая сыграла важную роль в подавлении венгерского восстания. Ее недолюбливали при ее же венском дворе за излишние симпатии к Венгрии. Она учила язык венгерских подданных, проводила там много времени между своими путешествиями.

Она была самым приличным персонажем во всей этой австро-венгерской истории и она сильно очеловечила миф о прекрасной эпохе. Облагородила. Немудрено, что ее облик до сих пор – визитная карточка,  туристический аттракцион, ностальгия по величию. Персонифицированная идея просвещенной монархии с человеческим, насколько возможно, лицом.

Убили, значит, императрицу нашу, закололи заточкой анархисты. За одно это, конечно, всему анархизму гореть в аду. Эстетика анархизма полностью противоположна эстетике Австро-Венгерской империи со всеми ее дворцами, уверенностью, шиком и балконами, которые потом истоптал Шикльгрубер со своим Аншлюсом.

Но чем дальше по коридору истории, тем Австро-Венгрия стороннему потребителю кажется милей.

Самих же австрийцев с маркетинговой точки зрения миф стал утомлять – все эти парики и конский навоз на рельсах. Судя по тому, что они начали подчеркивать как раз, что Вена – современный город, говорить про высокие технологии там что-то, про молодую музыку. Roll Over Mozart, короче.

Не знаю не знаю, может, им и надоело за столько лет, но ведь мы-то только вошли во вкус прекрасной Вены и не менее прекрасного, но обшарпанного Будапешта. Ну, а какой русский не любит медленного отдыха на Мондзее, Вольфгангзее и заодно на родине Сисси - на Тегернзее? И греет душу бесконечный консерватизм всего этого зальцбургского праздника. Если бы кончено не пошлятина - конфеты «Моцарт».

Лучше всего Елизавету - Сисси играла Роми Шнайдер, которая тоже прожила драматическую жизнь с трагическим финалом. Он была актрисой с завораживающим лицом и с подонком-любовником, который и довел ее до смерти.

Образ Елизаветы вообще очень притягателен для авторов кино и литературы. Она фигурирует в двенадцати кинокартинах и даже в паре мультфильмов (например, сериал Princess Sissi). Про нее существует мюзикл Elisabeth, который впервые поставили в моем любимом венском театре – Theater an der Wien. Он вполне органично подошел к такому спектаклю про мятежную императрицу – он сам сильно выделяется среди местных театров аванградностью и продвинутостью.

Отличился тут и Карл Лагерфельд, мужчина с вечно спрятанными за темными очками глазами. Он снял новый ролик (сам он называет это “фильмом”) для  Chanel – “Реинкарнация”.

Фильм этот для нас, любителей старой Вены и Тироля, взбудораженных непокорной Сисси, просто какая-то пощечина. За почти восемь минут экранного времени Лагерфельд сделал все, чтобы миф об Австро-Венргии превратить в парад политкорректной бредятины (хотя я полностью за защиту любого слабого звена в обществе) с американским акцентом.

Сюжет простой – в некоем подобии австрийского, а точнее, зальцбургского отеля собираются различные персонажи, имеется и обслуга, которая в какой-то момент оказывается реинкарнацией Сисси, а черный парень вдруг тоже оказывается - реинкарнацией молодого Франца Иосифа, Францля.

И дело даже не в том, что они все тут говорят по-английски. Оскорбление памяти Елизаветы начинается с первых же секунд ролика – с крика «Никакого пива! Еще слишклм рано!»  Вы можете себе представить, чтобы в германоязычных странах, в Австрии особенно, у кого-нибудь язык повернется такое сказать? В странах тотальной пивной культуры, где в отличие от американцев, никого не волнует, когда человек заказал себе поллитра-литр пива. В 6 утра, в 8 или в 2 часа ночи? Бред какой-то.

Тут, конечно, среди посетителей объявляется взрослая лесбийская пара (для баланса) в традиционном трахте (это не то, что вы думаете), маленький блондин – намек на убиенного сына Сисси Рудольфа. Джеральдина Чаплин, у которой от таланта одна фамилия, похотливо заглядывается на черного парня у лифта.

Потом окажется, что весь фильм снят только ради его пиджака, так называемого iconic jacket by Chanel. Именно он, в исполнении Фарелла Вильямса, потом наденет чуть ли не императорский мундир Австрии, а сам он – Франц Иосиф Первый, а официантка Кара Делевинь станет Сисси. И они вдвоем заспивают некое подобие самой мерзкой американской попсы песенку, которую Фарелл написал для этого проекта -  CC The World.  При этом игра слов такая – CC (си-си –Coco Chanel), Сисси – императрица, и припев  See See – «увидеть увидеть».

Ну это при всех симпатиях к юному актерско-модельному составу уже просто ни в какие ворота. Всем понятно, что у Chanel самые большие продажи на Америку, но так укладываться под Матушку-Америку Лагерфельду просто стыдно. Или не стыдно. Короче, не смотрите этот ролик, он вам нарушит представления о прекрасном. О старой прекрасной Австро-Венгрии с Баварией и, может быть, еще и с Южным Тиролем. Даже если император Франц Иосиф Первый был, собственно, черным рэппером.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?