Великая твидовая революция

Еще недавно усилиями буквально одного шустрого бизнесмена, все производство твида на острове Люис и Харрис оказалось застопоренным. Тысячи серых пиджаков однообразного покроя валялось на складах, а местным жителям было уже бессмысленно делать новый твид. И все из-за того, что производство и сбыт оказались в одних руках.

Но потом плотину прорвало, молодые бизнесмены из числа реальных энтузиастов твида организовали кооперативы, и дело тронулось с мертвой точки. Более того. Не так давно фирма Nike выпустила трейнерсы с твидовыми вставками, и этот простой маркетинговый ход практически спас твидовую промышленность Шотландии. Как когда-то костюмчики The Beatles спасли производства рубчатого вельвета (corduroy не путать с velvet – бархатом) в Англии.

Вот то же самое произошло, когда усилия энтузиастов совпали с несколькими удачными маркетинговыми ходами, которые, кстати, тоже вовсе не были просчитаны, а были плодом все того же энтузиазма – в Nike закрался какой-то шотландец, влюбленный в твид. Хотя как его не любить – он типичный продукт домашней индустрии, которая последнее время является живым воплощением антиглобалисткой идеи. И вовсе не в том смысле, в котором ее понимают погромщики «Макдональдсов».

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

Дело в том, что как таковой «промышленности» по производству «Харрис Твида» не существует. И никто – ни одна фирма не имеет прав на название «Харрис Твид» – оно принадлежит островитянам. Эти миллионы метров в год – всего на всего плоды труда надомниц и надомников и двух-трех очень небольших мастерских (mills).

На острове Харрис и Люис просто негде ставить большие предпрития – там и аэропорт-то крохотный. И город на 5 000 человек. Исторически твид ткут дома на старых машинах марки Bonas-Griffiths, которые надо настраивать дольше, чем потом на них ткать. Потом эти рулоны уже собираются теми, кто занимается продажами. Очень легко приехать на машине в город Траберт из нескольких десятков домов, среди которых стоит магазин твида и склад твида, где можно купить все в любом количестве. Хотя, конечно, в любом количестве это преувеличение – обычно мастерица ткет несколько рулонов одного узора, и теперь еще и расцветки. Да, великая твидовая революция заключается в том, что теперь не только серый в клеточку твид идет в продажу. Расцветки теперь любые.

И поэтому знаменитости – кутюрье вроде Найджела Кобурна, тут же ухватились за идею. Однажды я купил в Шотландии потрясающую сумку из твида с кожаными ремнями за 120 фунтов, которую по уценке отдали вообще за 80. Спустя пять лет я увидел в немецком моднейшем магазине 14oz  на Альте Шонхауезер (кстати, два дня назад открылся второй такой же, но уже в западной части Берлина – на Курфюстендамм, что означает, что там полно русских покупателей). Так вот, сумка точно такая же, но с лейблом Nigel Coburn уже стоила 400 евро.

Недавно то же самое произошло с совместным выпуском ботинок Red Wing/ Nigel Coburn. Он утеплил модель The Munson Boot харрис твидом, и теперь они стоят в два раза дороже, чем просто RW – хотя и они недешевы вовсе. Для утепления он использовал  зеленый армейский твид, который выбирал лично. 490 евро отдай и не греши. Сколько они стоят в Москве – пока непонятно, потому что сайт code7 магазина на Болотной under construction.

Твид скупали Alexander McQueen, Paul Smith, Calvin Klein и Vivienne Westwood. В Глазго построили отель, который полностью отделан твидом. Модный бренд Radley представил сумки из «Харрис Твида», обувной бренд Camper представил зимнюю обувь с твидом. В США начали делать куртки для мотоциклетной езды из твида (это не только для езды – есть вполне гражданские женские под тем же названием). Потом Converse сделал твидовые кеды, потом Clarks, Alfred Sargent, Vans и даже Dr Martens. Поставщик одежды для отдыха в лесу – Aigle тоже сделал куртки из «Харрис Твида».

Не остался в стороне нынче известный россиянам бренд Topman. По всей Европе вдруг начались tweed-race на велосипедах. Это ретро-увлечение не обошло и Россию – в Питере состоялся первый в истории tweed-race. И это очень серьезно – твид стал частью уже не ностальгической, а вполне актуальной моды. А главное – ткачихи острова Люис и Харрис (дело в том, что между ними нет пролива – это как бы целый кусок архипелага Внешние Гебриды, с населением на 70 процентов говорящих по-гэльски) также ткать могут на обоих островах Уист – южном и северном, а также на острове Барра.

Не мудрено, что был создан Harris Tweed Industry Forum, чтобы справляться с вызовом времени. Кстати, последний по времени состоялся 1 ноября 2012 года, и на нем было сказано, что именно нынешний год стал лучшим по продажам за последние десять лет. А также, что еще важней, – к сообществу ткачей присоединилось еще сорок человек. Для того, чтобы понять, насколько это важно для острова, еще раз напомню, что на территории живет чуть больше 6 тысяч человек, и здесь каждое рабочее место на вес золота. Все они обучены как минимум по стандартам индустрии до уровня SVQ Level 2.

Представитель мастерской The Carloway Mill Harris Tweed  Брюс Армитаж подвел черту в заседании: «Главное – выбрать правильную линию между запросами рынка и возможностью наших производств. И сохранить стабильную «популяцию» ткачей».

Что мне лично не понравилось в этом собрании Форума – что они начали намекать на грядущее переоборудование мастеров более новыми ткацкими станками (looms). Вот это будет большой ошибкой, потому что одна из причин, по которой мир влюбился в островной твид, – вот эти старые машины, одну из которых мы видели в доме легендарной ткачихи Марион Кемпбелл, ныне покойной. На станке сейчас работает жена брата – она же рулит небольшим магазином.

Сегодня на рынке небывалый спрос на вещи, которые не производятся на китайских фабриках миллиардами. В цене union made, чтобы вещь была сделана в Британии, или в США, или в Германии и из местных материалов. Как в случае с культовыми  ботинками Red Wing, которые делаются в heritage-версии только на швейных машинах Puritan столетней давности. Для них уже даже не выпускают запчасти, и специальная команда механиков сама делает части на замену на своих станках. Кто мешал заводу делать все то же самое в Китае на станке с программным управлением? Но тогда не было бы целого культурного феномена.

Так что «Харрис Твид» – очень подходит русской осени.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?