Сегодня в Венском художественно-историческом музее открывается грандиозная выставка Питера Брейгеля-старшего. Она проходит под лозунгом «Однажды в жизни»: ничего подобного этой ретроспективе нидерландца не было за 450 лет, прошедшие со смерти великого художника. И не ожидается впредь.
Сам Kunsthistorisches Museum располагает крупнейшей в мире коллекцией работ Брейгеля: 12 полотен, включая знаменитых «Охотников на снегу», а также наибольшую по размеру «Мельницу и крест». Практически все эти картины не подлежат транспортировке – поэтому выставку, подобную венской, невозможно устроить больше ни в одном музее.
Всего из 40 работ Брейгеля в Вене оказалось 29, а к ним добавились рисунки и оттиски. Так, впервые «встретились» две «Вавилонские башни» - самая знаменитая, прописанная в KHM, и «малая», прибывшая из Роттердама. Экспонированы сразу четыре «Времени года» – венская коллекция дополнена «Сенокосом» из Праги (ожидалась ещё «Жатва» из Нью-Йорка, но по необъявленным причинам гастроли не состоялись). Впервые за долгое время экспонируется «Самоубийство Саула», долгое время находившаяся на реставрации. После снятия наслоений окончательно «приписана» Брейгелю работа «Морской бой в гавани Неаполя», некоторое время числившаяся в неустановленном авторстве.
На недолгий период работы выставки – до 13 января 2019 года – можно увидеть и нечасто экспонируемые рисунки - сплошь шедевры, вроде загадочных «Пчеловодов» из Берлина.
Выставка практически не рассказывает биографии художника и не демонстрирует его влияния на других авторов (в этом случае зданию музея явно потребовалась бы пристройка). Экспозиция целиком сосредоточена на исследовании процесса создания Брейгелем его работ. В зале, целиком отведённом под небольшую работу «Две обезьяны» наглядно продемонстрирован процесс создания картины из отшлифованного доски, гипсовые скульптуры имитируют различные способы нанесения мазков, а в прозрачных коробах выставлены подлинные предметы крестьянского быта - ботинки, кастрюли, ножи - брейгелевского времени.
Наконец, выставка послужила поводом для проведения колоссальной исследовательской работы. Помимо упомянутой реставрации некоторых работ, полностью отсняты в невероятно подробном качестве, а также в инфракрасных и рентгеновских лучах все венские картины Питера Брейгеля. Рассмотреть их в уникальном разрешении можно на сайте.
«Крестьянская свадьба»
- В верхнем левом углу картины, на полатях, мужчина и девушка занимаются сексом. Этого уже никто не увидит – через пару столетий после Брейгеля пуритане замалевали блуд от греха подальше. На выставке все картины можно рассмотреть, снятыми через рентгеновские лучи, но обольщаться не стоит – соитие выглядит весьма прозаично.
- Мальчик на переднем плане держит в руках хлеб, намазанный маслом. Это первое и на долгое время единственное изображение бутерброда в мировом искусстве.
- Тарелки со овощным пюре, которые несут двое крестьян, расставлены на обычной двери, снятой с петель и уложенной на длинные палки. Третий крестьянин, не глядя, берёт одну из тарелок, – это мгновенно изменит центр тяжести, и дверь вместе со всей снедью через долю секунды рухнет на пол. Будет скандал!
«Крестьянский танец»
- Танец, вероятно, происходит одновременно со свадьбой
- Человек слева, скорее всего, слепой
- Неизвестно, то ли крестьянка тащит крестьянина в дом, потому что он уже перебрал, то ли, наоборот, он хочет вывести её веселиться
- Вместе с шутом, вероятно, пришёл недовольный крестьянским весельем дворянин
«Сорока на виселице»
- «Танцевать под виселицей» и «Испражняться под виселицей» – две нидерландские пословицы, проиллюстрированные на картине
- Виселица существует в нескольких измерениях, её столбы развёрнуты в одну сторону, перекладина в другую
- Виселица будто делит картину на две части: торжество жизни и триумф смерти
- Между двумя мирами остаётся сорока, впрочем, наделяемая современниками Брейгеля негативной коннотацией: она символизирует доносчика, на которых держался террор герцога Альбы в оккупированных Испанией Нидерландах
«Вавилонская башня»
- Дверные проёмы, вырубленные в башне, не ведут в комнаты, они сразу открывают лестничные пролёты, ведущий в никуда
- На ярусах башни можно рассмотреть домики, в которых живут рабочие долгостроя
- Рабочие падают перед царём Нимродом на оба колена, во времена Брейгеля они преклонили бы одно колено, но художник хочет показать, что Нимрод возомнил себя богом
- Башня похожа на вывернутый наизнанку Колизей
- Венская картина вчетверо больше роттердамской, но башня на роттердамской картине выше венской
- И та, и другая башня, скорей всего, скоро рухнет, причём на город у подножья
«Битва Масленицы и Поста»
- Карнавал (он же Масленица) сражается вертелом с нанизанным мясом
- Кто-то кого-то уводит с праздника, вероятно, это смерть забрала одного из крестьян
- Статуи в церкви, как и положено в средневековый пост, завешаны тканью
- Девушка с «постной» стороны пьёт чистую воду, у того же источника, но с «праздничной» стороны свинья ест собственные фекалии
- Справа внизу простынью прикрыт труп
- Пост традиционно побеждает, потому что он на колёсах
«Поклонение волхвов»
- Иосиф держит шляпу внизу живота, демонстрируя, что не он отец ребёнка
- О чём его, вероятно, спрашивает любопытствующий в зелёной шляпе
- Персонаж в очках справа похож на «знатока» со знаменитого автопортрета Брейгеля «Художник и знаток»
«Обращение Савла»
- Лежащий на земле Савл находится не на переднем, а на заднем плане
- В центре картины находится маленький мальчик, которому велик боевой шлем
- На картине можно разглядеть луч, падающий на Савла с небес
- Дорога, по которой идёт процессия, не ведёт никуда
«Разоритель гнёзд»
- От картины отпилили 1015 сантиметров в правой части, чтобы «лучше скадрировать» изображение, произошло это в XIX веке
- Смеющийся крестьянин через секунду сам окажется в воде
- С вора падает шляпа
- Взгляд насмешника совершенно невидящий
«Детские игры»
- Никто не знает достоверно, сколько на картине детей: почти точно более двухсот
- Большинство детей играет с серьёзными лицами: это трактуется поразному, от размышлений о концепции детства в средневековье до взгляда бога на мир взрослых детей
- Насчитывается почти 100 игр, в которые играют дети на картине
- Ребёнок, выигравший в «Царя горы» – единственный, изображённый босиком
«Охотники на снегу»
- Пейзажа на картине не существует в действительности, это комбинация из природы Нидерландов и Итальянских Альп
- Люди на льду играют в прообразы хоккея, кёрлинга и гольфа
- В таверне «У оленя» свинью засунули в огонь, чтобы опалить щетину
- Вдалеке из трубы идёт не дым, а огонь, – хозяин дома лезет на крышу, у него есть несколько секунд, чтобы предотвратить пожар
- В правой части работы мужчина стреляет из порохового ружья
- Куст на переднем плане помогает уравновесить композицию
- Картина была практически неизвестна широкому кругу ещё недавно, её достали из фондов музея только в конце XIX века.
Спасибо, познавательно!