На выставку «Рафаэль. Поэзия образа», которая будет проходить в Москве с 13 сентября по 11 декабря, привезли из Флоренции знаковые работы величайшего мастера Возрождения.
Рафаэль для России, как прочем и для всего мира, не просто живописец, это символ и художник номер один в мировой истории искусств. «У меня даже сомнений не возникает в этом, это не зависит от наших симпатий и приоритетов, это уже очень давно утвердилось», - говорит главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, хранитель итальянской живописи и куратор грядущей выставки Виктория Эммануиловна Маркова.
Маркова сравнила Рафаэля по степени влияния на умы современников и дальнейшего искусства с Пушкиным, и то, что картины гения Возрождения привезут в музей, носящий имя «солнца русской поэзии», словно проводит еще одну параллель между двумя гениями.
Эпоха Возрождения, конечно, изобилует громкими всем известными именами междисциплинарных мастеров. Однако именно Рафаэль, еще при жизни названный «божественным», стал синонимом самого Ренессанса, его искусство воплотило идеал красоты и гармонии совершенства в живописи, графике и архитектуре.
Пара слов о теме выставки, в названии неслучайно фигурирует слово «поэзия». Строки поэтов из различных эпох, от Рафаэля до Пушкина, висят в пространстве между безмолвно взирающими со стен героинями мастера. Словно в подтверждение слов Леонардо до Винчи, что «живопись, это поэзия, которую видят», на нас задумчиво смотрит «Немая» из Национальной галереи Марке, которую часто сравнивают с «Моной Лизой».
«Отбор работ для выставки проводился по научному принципу. Темой выставки является поэзия и живопись Рафаэля, и та поэзия в частности, которая проявляется в его манере работы с лицами людей, как реальных, так и вымышленных персонажей. Эта связь очень важна для эволюции творческой манеры Рафаэля, она была заметна уже его современниками. Дальше эта связь продолжается тем вниманием, которое оказывали творчеству русские поэты и писатели, тем как его образ сложился в русской литературе, - говорит директор Галереи Уффици Айке Д. Шмидт.
На выставке особое внимание будет уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый, революционный тип портрета, в котором изображенный реальный человек предстает в тоже время как обобщенный образ личности своего времени.
На выставке представлены восемь живописных и три графические работы мастера из музеев Италии: знаменитый автопортрет (1506), парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506), «Мадонна Грандука» (1505), «Портрет Элеоноры Гонзага», «Ангел» и другие.
Завершающим и самым крупным из представленных на выставке произведений стала алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии со святым Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Мандалиной» из Национальной пинакотеки Болоньи, которая в свое время восхищала Вольфганга Гёте. Для общего представления масштабов работы, проведенной для организации выставки, только эта картина застрахована на сумму более ста млн евро.
«Произведения, которые мы получим, дадут представление о творчестве Рафаэля в развитии: мы увидим и ранний, флорентийский период до отъезда в Рим, и зрелый, римский период», — рассказала журналистам Виктория Маркова.
Выставку можно назвать исторической еще и потому, что ранее лишь единицы из работ матера экспонировались в музее в рамках различных выставок: в 1989 году на выставке одной картины была показана «Данна велата» из Палаццо Питти, а в 2011 году – «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме. В 1955 году в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи» в Москве экспонировалась «Сикстинская мадонна».
По традиции к выставке готовится обширная образовательная программа с лекциями, на которых особое внимание уделят портретам в творчестве Рафаэля, а также его работе в Ватикане. За полторы тысячи рублей в музее можно купить специально созданный к выставке каталог, как говорят кураторы, с совершенно нетривиальными текстами, содержащий интереснейшие исследования работ художника.
Стоит отметить, что это последняя выездная выставка Рафаэля в ближайшее время. В связи с празднованием 500-летия со дня смерти художника, которое будет проходить в 2020 году, его работы не будут вывозиться из Италии.
Стало известно, что из-за огромного интереса к выставке, Пушкинский музей введет 45-минутные сеансы для посещения, стоимость входного билета будет зависеть от времени посещения.
В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. Пушкина станет первой в череде событий, приуроченных к этой дате.