Экспозиция состоит из постеров конца XIX – начала XX века, принадлежащих Пушкинскому музею. Британский коммерческий постер – действительно неординарное явление в художественной культуре рубежа веков.
Викторианское общество презирало рекламу, считая ее уделом маргиналов. В то время как во Франции рекламные афиши и плакаты вызывали восхищение и хорошо оплачивались, британские художники преодолевали отчуждение. Часто их критиковали даже за белый фон: заказчики совершенно не понимали художественную ценность плаката и говорили, что не будут платить по несколько шиллингов тем, кто не способен даже сделать картинку поярче.
Беггарстафы, Уолтер Крейн, Обри Бёрдсли – сейчас эти имена считаются культовыми. Тогда же эти художники тщетно пытались заинтересовать рекламщиков своим творчеством и часто создавали «рекламу без рекламы» – плакаты не с конкретным, а неким выдуманным продуктом.
Скетчи
Отдельное место в британской рекламе занимали скетчи. Художникам-карикатуристам было несколько проще влиться в мир рекламы: от них никто не ожидал серьезности. По сути, именно Дадли Харди, Джон Хэссол, Уильям Тру и многие другие члены Лондонского скетч-клуба примирили британцев с отношением к рекламе. Сыграло роль и особенное английское чувство юмора: британцы легко принимали карикатуры на табуированные темы, в том числе о королевской семье.
При этом британская реклама того времени была достаточно целомудренна, в отличие от французской. Образ красивой и сексуальной женщины, который часто эксплуатировали французы, британцам был не слишком близок. Им гораздо больше нравились забавные иллюстрации. При этом британская реклама не была прямолинейной, как немецкая.
В Германии на рекламном плакате пива могла быть изображена просто кружка с напитком, в Британии же использовали другие образы: например, замерзший человек идет по дороге и хочет попасть в теплый уютный паб.
Реклама транспорта
Нельзя представить историю британского плаката без рекламы транспорта. Одна из главных особенностей – реклама на движущихся объектах, которая осталась в Лондоне и других городах и сегодня. Плакаты в подземке были посвящены грядущим событиям в городе: футбольным матчам и театральным премьерам.
Пассажиры, ожидающие поезд на платформе, могли подолгу рассматривать новые постеры.
Плакаты Shell
Один из самых ярких разделов выставки – рекламные плакаты британо-голландского нефтяного концерна Shell. Компания продвигала политику доверия современному искусству, и авторами плакатов становились живописцы-новаторы: Дункан Грант, Пол Нэш, Грэм Сазерленд и Тристам Хилльер.
«Красные тридцатые»
Также на выставке представлена политическая сатира. В 1933-м в Лондоне была создана ассоциация революционных художников.
Стоит обратить внимание и на рекрутские плакаты, на которых используется нехарактерный для британской рекламы «приглашающий» жест, словно человек на плакате напрямую обращается к смотрящему.
С приходом XX века в Британии поменялось отношение к рекламе. Профессия коммерческого иллюстратора стала востребованной, а работы многих художников – поводом для гордости. Постепенно Британия вернула себе ведущую роль в искусстве рекламы и сделала коммерческий плакат национальным достоянием.
Выставка «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала ХХ века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» пройдет с 20 октября 2020 до 31 января 2021 года в Галерее искусства стран Европы и Америки (Волхонка, 14).