Бычьи туши в Пушкинском

В ГМИИ им. Пушкина открылась масштабная выставка французского художника русского происхождения Хаима Сутина, который оказал огромное влияние на творчество Кунинга, Ротко, Поллока и Бэкона.

Выставку давно ждали, это первый в России проект, посвященный творчеству ярчайшего представителя Парижской школы Хаима Сутина. Работы представленные на выставке собирались из множества европейских  музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии.

Творчество Сутина не так уж хорошо известно российской публике, а ведь он стал мостом, объединившим европейскую и американскую школы живописи.

Хаим Сутин родился десятым ребенком в религиозной семье в еврейском местечке Смиловичи близ Минска. Страдающий от недуга желудка, всегда плохо одетый, высоченный и нескладный, был, пожалуй, самым бедным и несчастным в коммуне художников «Улей» и выделялся на фоне парижской богемы того времени. Большую поддержку ему оказал Амедео Модильяни, который принял активное участие в жизни своего товарища.

1923 год стал переломным в жизни Сутина. Американский коллекционер Альберт Барнс, впервые увидев картины живописца, изрек, что «этого художника я искал всю жизнь!». Эти слова знаменитого собирателя и, конечно, его крупная покупка в размере 52 работ, словно дали старт карьере Сутина, с ними пришли всеобщее признание и материальное благополучие. Уже к 1930-м годам его имя упоминалось в одном ряду с Пикассо и Матиссом.

«Сутин – художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. Творчество мастера высоко ценилось при жизни, он не был забыт и после своего раннего ухода. В мире не так много живописцев, которым при жизни было бы посвящено около 30 выставок, а после смерти ежегодно в разных странах открывалась хотя бы одна монографическая экспозиция», – говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

По мнению куратора выставки Сурии Садековой, художник обладал уникальным умением выбрать все самое революционное в каждой из эпох и каждой из школ: Шарден важен для него революцией в жанре натюрморта, Фрагонар – особенным «тактильным» мазком, Пуссен – стройностью композиции, сложной драматургией и чистотой цвета. Перед Рембрандтом Сутин и вовсе преклонялся.

В свою очередь палитра и экспрессия Сутина вдохновляли художников последующих поколений американской и британской школ: Фрэнсиса Бэкона, Франка Ауэрбаха, Джексона Поллока, Марка Ротко. «Для них эмоциональный язык Сутина-неофита был ближе и понятнее, чем сложный стиль европейских художников, за плечами которых стояли века цивилизации», – полагает куратор выставки с российской стороны Сурия Садекова.

Ученики и учителя Сутина собрались тут же на выставке, что позволяет взглянуть на его творчество в перспективе. Интересно сравнить тонко выписанного зайца Шардена с экспрессивно непомещающейся в раме тушкой кролика Сутина.

 «В послевоенном Нью-Йорке Сутина чествовали как пророка нового экспрессивного абстракционизма. Художники и критики видели в нем прорицателя, пионера нового течения в живописи, предтечу де Кунинга и Поллока. Они заново прочитывали творчество Сутина, но при этом не искажали его, а приближали, подавая крупным планом. Следуя их логике, творчество Сутина – это абстрактное искусство в деталях, а огромные полотна абстрактных экспрессионистов – это крупные планы», – говорит куратор от Музея Орсэ Клэр Бернарди.

Всего на выставке представлено более 60 произведений: картины самого Сутина, работы старых мастеров, оказавших на него влияние, а также произведения современных художников, вдохновленных его полотнами.

Российским зрителям предоставлена возможность увидеть шедевры классического, модернистского и новейшего искусства из крупнейших французских музеев: ранняя абстракция Марка Ротко и полотно Фрэнсиса Бэкона 1969 года (Фонд Бейелер) – и Англии – картины классика британского современного искусства Франка Ауэрбаха (Тейт), а также более 20 работ из солидных российских частных коллекций, в том числе хрестоматийные: «Туша быка» (1924), «Сиеста» (1934), «Женщина, входящая в воду» (около 1931), «Курица на фоне кирпичной стены» (около 1927).


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?