Тот, кто хотя бы один раз приезжал в Швейцарию, непременно сталкивался, как здесь в шутку говорят, с самым популярным произведением в жанре дадаизма – c купюрой в 50 швейцарских франков, украшенной работой известной швейцарской художницы-дадаистки Софи Тойбер-Арп.
Но дада — это нечто гораздо большее! Это не просто парадоксальные сочинения, симультанные поэмы («когда мысль рождается во рту») и брюистская (шумовая) музыка отца-основателя дадаизма Хуго Балля, который задался целью приспособить философские традиции и классическую немецкую поэтику XIX века к техническим и формальным потребностям искусства XX века.
Дада — это не бессмыслица и абракадабра, но творческая иррациональность, игра случайностей, из которой рождаются на свет то театральное представление, то картина ранее невиданного стиля, то парадоксальное стихотворение. Собственно, здесь совершенно не важно, что именно мы имеем в итоге, главное, чтобы новое произведение не имело ничего общего с традиционным искусством, чтобы оно было результатом синтетического подхода к творчеству в самом широком смысле.
Эпицентром дадаизма эпохи его расцвета было знаменитое цюрихское «Кабаре Вольтер». Уже в наши дни, в сотрудничестве с другими культурными и творческими центрами и организациями, оно подготовило яркую программу юбилейных торжеств.
А начиналось все по адресу ул. Шпигельгассе, д. 1, что в цюрихском историческом квартале Нидердорф. Расположенное в этом доме некогда знаменитое на весь мир «Кабаре Вольтер» долгое время вело довольно призрачное существование. Власти города несколько раз уже начинали процесс его ликвидации, но в конце-концов эта история все-таки получила «счастливый конец».
«Кабаре Вольтер», после серьезной реконструкции, останется там, где оно всегда и было. Теперь это одновременно и кафе, и творческий центр. Реставраторы очень бережно отнеслись к исторической субстанции «Кабаре», главный зал его оставлен таким, каким он был сто лет назад, по стенам развешены картины, коллажи и биографии знаменитых дадаистов, где-то в углу притулилось пианино, вокруг хаотично разбросаны части списанных в утиль витринных манекенов.
Именно тут, ровно сто лет назад, Хуго Балль вместе с Эмми Хеннингс и открыл 5 февраля 1916 года свое кабаре. В Европе в этот момент бушевала Первая мировая война, но Швейцария осталась нейтральной. Цюрих был в стороне от боевых действий, а потому этот город стал удобным прибежищем для творческих людей, бежавших от войны, а иногда, как и сам Хуго Балль, просто дезертировавших из армии, не желая гибнуть неизвестно за что.
Историки искусства считают, что именно в этот день и зародилось движение дадаизма, хотя сам термин «дада» был придуман только два месяца спустя. «Они сформировали программу на несколько месяцев вперед, примерно до 23 июня, когда впервые на сцене в костюме епископа появился сам Хуго Балль и начал не то декламировать, не то странным голосом петь свои тексты», — рассказывает Адриан Нотц (Adrian Notz), сегодняшний директор «Кабаре Вольтер».
Абсурд войны и был главным движущим мотивом для большинства сторонников дадаизма, в большинстве своем бежавших в нейтральную Швейцарию из вовлеченных в войну стран Европы.
Среди основателей дадаизма первого поколения, кроме немцев Хуго Балля (Hugo Ball, 1886 —1927) и Эмми Хеннингс (Emmy Hennings, 1885 —1948), можно назвать художника немецко-французского происхождения Ханса Арпа (Hans Arp, 1886 — 1966) и его жену Софи Тойбер-Арп (Sophie Taeuber-Arp, 1889 — 1943), Тристана Тцару (Tristan Tzara, 1896 — 1963) и Марселя Янко (Marcel Janco, 1895 — 1984) из Румынии, а также немца Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck, 1892 — 1974).
Кстати, никакого раз и на всегда сформулированного определения дадаизма не существует в принципе. «Что такое дада не знают даже сами дадаисты, это известно только самому главному дадаисту по имени «Обер-дада», а он об этом никогда и никому не расскажет», — писал Йоханнес Баадер (Johannes Baader) в 1919 году. Юри Штайнер (Juri Steiner), один из кураторов выставки Dada Universal, проходящей в Цюрихском Историческом музее (Landesmuseum), открыл для себя дадаизм в период своей бурной юности.
«Этот взрыв, извержение, можно ощутить в искусстве дада вплоть до сегодняшнего дня», — рассказывает Юри Штайнер, бывший директор бернского Центра Пауля Клее, один из лучших экспертов по дадаизму. Это творческое течение, по его убеждению, полностью изменило направление, которым начало развиваться последующее мировое искусство. «Кабаре Вольтер» есть для него ни что иное, как истинный «монумент авангарда».
Историки искусства едины сегодня в том, что целый ряд нынешних форм современного искусства (видео-арт, перформанс, реди-мейд, постмодерн в самом широком понимании) без дадаизма был бы невозможен.
«Дада стало первым в истории междисциплинарным искусством. Марина Абрамович, например, в своем творчестве постоянно делает на него отсылки», — говорит директор «Кабаре Вольтер» Адриан Нотц. Наследниками дадаизма стали сюрреалисты, леттристы, представители арт-движения Флуксус («поток жизни»), битники, устроители перформансов вплоть до ситуационизма и даже известной группы «Pussy Riot», которую многие эксперты тоже причисляют к наследникам дадаизма.
«Дадаизм вел к растворению границы, обычно пролегавшей между пассивной публикой и активным творцом на сцене. Именно это и было одним из самых волнующих моментов в «Кабаре Вольтер», — добавляет Юри Штайнер. — Дада в качестве способа мышления и сегодня остается одним из самых жизнеспособных и быстро распространяющихся направлений в философии современного творчества».
Юбилей дадаизма будет отмечаться не только реальном мире, но и в виртуальном пространстве, причем в реализации одного из проектов под названием Dada Data активное участие принимает и швейцарская национальная телерадиокомпания SRG SSR, подразделением которой является сайт SWI Swissinfo.
Второй проект, о котором стоит поговорить отдельно — это портал Dada Digital, созданный под эгидой цюрихского Художественного музея (Kunsthaus). Его куратором выступает Катрин Хуг (Cathérine Hug).
«Красота дадаизма состоит в том, что он представляет собой своего рода обращение сразу ко всем. Он очень богат с точки зрения своего творческого содержания», — говорит Катрин Хуг. В запасниках музея Kunsthaus хранится сейчас самое крупное в Швейцарии собрание дадаистских объектов. Конечно, наиболее известные из них публике знакомы, «однако бесчисленные документы, книги, брошюры и журналы той эпохи, которые тоже являются частью дадаизма, пока что дремлют в архивах».
Именно поэтому недавно музей отобрал и выставил в интернет порядка 540 произведений дадаистского искусства.
«Кабаре Вольтер», например, покажет выставку Obsession Dada. Как говорят ее кураторы и устроители, их цель состоит в том, чтобы «допраздноваться до безумия, до беспамятства, создать художественное пространство, в котором на первый план выйдут художественный акт, жест, действие».
Выставка Dadaglobe Reconstructed пройдет в Цюрихском музее «Кунстхаус», экспозицию Dada Universal покажет швейцарский национальный Исторический музей в Цюрихе. Указывается, что торжественные мероприятия будут проходить «в тесной связи с другими международными столицами дадаизма, такими, как Берлин, Париж, Нью-Йорк и Москва». Поддержку юбилейным торжествам оказывают власти города и кантона Цюрих, а также швейцарское Федеральное ведомство культуры (BAK).
В честь знаменательной даты цюрихский отель The Dolder Grand также приготовил специальное предложение Dadaismus at The Dolder Grand, в рамках которого гости смогут посетить выставку Dada Differently в Музее конструктивизма (Museum Haus Konstruktiv). Кстати, среди поклонников дадаизма был и Жоан Миро, более поздние работы которого представлены в отеле.
Познакомиться с полной программой года можно на сайте, посвященном 100-летнему юбилею дадаизма.