C 14 по 27 апреля в Петербурге пройдет XIX сезон Международного фестиваля балета Dance Open – крупнейшего в России и одного из наиболее влиятельных хореографических форумов в мире.
Концепция фестиваля, которую с 2001 года развивает его руководитель Екатерина Галанова, состоит в том, чтобы показывать в Петербурге лучшее на языке танца в самом широком диапазоне.
Каждый новый сезон охватывает все больше направлений и стилей: от неоклассики и модерна до брейк-данса и хип-хопа.
Каждый год на две весенние недели Петербург становится центром балетного притяжения. Помимо серьезной гастрольной афиши, в эти дни мастер-классы собирают юных танцовщиков со всего мира, а в рамках off-программы топовые хореографы проводят творческие встречи, данс-критики модерируют беседы о современном балетном театре, фотохудожники представляют свои лучшие работы.
В прошлом году на Dance Open приехали 600 артистов из 15 государств.
Все постановки фестиваля в этом году – премьерные в России.
Фестиваль откроется 14 апреля фантасмагорией «Сон в летнюю ночь» в версии одного из самых непредсказуемых, плодовитых и талантливых хореографов своего поколения, шведа Александра Экмана. Его мечтают заполучить самые именитые театры мира, потому что знают: градус авторского безумия всегда соразмерен градусу зрительского восторга. Адепт радикального абсурда и душераздирающего счастья, Экман любит сверхэффектные картинки и сверхсложные технические решения. В свое время его «Лебединое озеро» произвело фурор, «утопив» сцену Норвежской оперы в шести тоннах воды. Теперь пришла очередь удивить старейший театр России.
Несмотря на то, что мировая премьера «Сна» состоялась в 2015 году, спектакль, который увидят петербургские балетоманы, можно смело считать не только российской премьерой, но и серьезным авторским эксклюзивом. Балет подобного уровня сложности нечасто выезжает на гастроли. И дело даже не в том, что монтаж декораций может длиться до двух дней (кроме сена, там и летающие кровати, и диковинные рыбы, и гигантский стол-алтарь для пиршества, и светило, которое будто и правда упало с неба).
Однако «Сон» Александра Экмана и «Сон» Уильяма Шекспира кроме названия ничего общего по сути не имеют. Погружение в гипнотический микс скандинавских традиций и магических ритуалов под живой вокал шведской певицы Ханны Тольф приоткроет зрителям дверь в параллельные миры.
16 апреля танцовщики Национального балета Испании представят премьерную в России программу «Обращения» – ритмичный и страстный, полный экспрессии вечер постановок в стилях фламенко и болеро, а также бесконечно разных, пламенных и пряно-тягучих Danza Estilizada.
Мощь и нерв национального испанского танца откроются петербургским зрителям в авторских версиях трех хореографов столетия: легендарного танцовщика, педагога и балетмейстера Марио Майя (именно ему мир обязан школой, объединившей искусство балета с фламенко); Антонио Нахарро, всемирно известного мастера, с легкостью вплетающего в классику фламенко, танго и джаз (кроме балетов, он ставил танцы для фигурного катания, и они не раз исполнялись на Олимпийских играх), и недавно назначенного на пост художественного руководителя Национального балета Испании Рубена Ольмо.
Линию бессюжетных миниатюр, в которых эмоция и эстетика первичней либретто, продолжат голландцы. В этом году одному из самых авангардных хореографических брендов мира – Нидерландскому театру танца (NDT) – исполняется 60 лет. Его молодежный экспериментальный кластер, известный как NDT-2, давно стал самостоятельным коллективом с выраженной бунтарской индивидуальностью, с острым чутьем к хореографической стилистике будущего. Труппа выйдет на сцену дважды – 18 и 19 апреля.
В программе вечера – две работы Пола Лайтфута и Соль Леон, самого обсуждаемого и харизматичного дуэта балетного мира. С миниатюры «SH-BOOM!», созданной в 1994 году, началась история их более чем успешного творческого альянса, кроме того, когда-то в ней выступала сама Соль. «Signing off» на музыку скрипичного концерта Филипа Гласса – о прощании и об осязаемости этого момента, а в третьей миниатюре – «Wir sagen uns Dunkles» – поклонники NDT легко узнают характерный хореографический почерк Марко Гёке. Здесь Шуберт и Шнитке ведут диалог с группой «Placebo», а «Лебединая песня» — с хитом «Song To Say Goodbye».
22 апреля привычные с детства трактовки «Спящей красавицы» перевернет безграничная фантазия бельгийского хореографа Йеруна Вербрюггена, сочинившего свою версию специально для Балета Лейпцига.
Мировая премьера в Германии состоялась совсем недавно – 29 ноября 2019 года. Музыка Чайковского в лейпцигской постановке с подзаголовком «Once upon a dream» знакома каждому, а вот сюжет – тем, кто читал обе версии сказки: и в изложении братьев Гримм, и «La belle au bois dormant» в интерпретации Шарля Перро.
24 и 25 апреля на сцене Александринского театра – Национальный балет Нидерландов, известный во всем мире как Dutch National или Het – еще один легендарный коллектив из Голландии. Фаворит петербургской публики, Dutch National знаменит не только «коллекционированием» артистов, но и утонченной балетной графикой: здесь рисунок танца возведен в высшую степень совершенства. Программа этого сезона называется «Современные шедевры», и все три мастера входящих в нее постановок – Джордж Баланчин, Ханс ван Манен и Уильям Форсайт – гении бессюжетной хореографии. И Форсайт в творческой артели с музыкантом-соотечественником Томом Вилеммсом, и ван Манен в постановке на музыку польского композитора Хенрика Миколая Гурецкого не стремятся к тому, чтобы звуковая дорожка и танец иллюстрировали друг друга: музыкальный материал обнажает структуры подсознания и дает фантазии хореографа невыразимый простор.
«Брейк-данс-хип-хоп-комедия» – такой жанр впервые заявлен не только в афише Dance Open, но и во всей России! Символично, что 26 апреля именно на сцене Театра музыкальной комедии коллектив «Tie Break» из Лиона покажет свой бурлеск «Lobby».
Кульминационное событие фестиваля – Гала звезд мирового балета Dance Open. Вечер, ради которого зрители со всей России и Европы специально съезжаются в Северную столицу, пройдет 27 апреля. Каждая ювелирно выстроенная программа Гала – своеобразный limited edition актуального пластического текста, который собирается зимой и летом, днем и ночью. Долгие поиски, сотни отсмотренных спектаклей, многочасовые обсуждения, творческие споры, звонки, переговоры – все это для того, чтобы организовать эксклюзивный концерт из лучшего, что было и будет в мировом балете. Конкретные имена и номера концерта до последнего момента держатся в секрете, но ожидания зрителей вот уже который год удается не только оправдать, но и превзойти. Крупнейшие телеканалы – «Россия-Культура» и «Mezzo» – ежегодно выбирают телеверсии Гала Dance Open для открытия телевизионного сезона.
По итогам Гала уже в восьмой раз вручат Международную балетную Премию Dance Open: ее присуждают на Закрытии фестиваля солистам балета за наивысшие персональные достижения.
По традиции, петербуржцев ждет и насыщенная off-программа.
Дополнительная информация о XIX сезоне Dance Open и билеты на спектакли – на официальном сайте.
спасибо