Художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин в партнерстве с ювелирным домом Van Cleef & Arpels возродил «драгоценную» трилогию. В прошлом году состоялась премьера одной части на сцене Большого – «Рубины», а теперь зрители могут увидеть все три части «Драгоценностей».
Именно ювелирный дом Van Cleef & Arpels вдохновил Баланчина в 60-х годах на создание балета в трех частях, посвященного трем разным драгоценным камням – изумруду, рубину и бриллианту.
«Идея нового балета с костюмами, украшенными драгоценными камнями, возникла у меня несколько лет назад, когда мой друг, Натан Мильштейн, познакомил меня с ювелиром Клодом Арпельсом», – написал Джордж Баланчин в своей книге «101 рассказ о большом балете».
Премьера «Драгоценностей» состоялась в Нью-Йорке в апреле 1967 года. Все три части были созданы совершенно разными композиторами: «Изумруды» – Габриэлем Форе, «Рубины» – Игорем Стравинским, а «Бриллианты» – Петром Чайковским. Триптих стал также соединением не только драгоценностей, но и школ балета – французской, американской и русской. А критики провели параллель с тремя городами, которые сыграли важную роль в карьере Баланчина: Парижем, Нью-Йорком и Санкт-Петербургом.
На протяжении десятилетий балет «Драгоценности» исполняли труппы Городского балета Майами, Парижской оперы и санкт-петербургского Мариинского театра. В 2007 году полная версия балета была показана на сцене Королевского оперного театра в Лондоне. По этому случаю Van Cleef & Arpels представил новую коллекцию высокого ювелирного искусства Ballet Prеcieux, олицетворяющую четыре темы: балет, изумруды, рубины и бриллианты.
Как и 45 лет назад, творческие идеи Van Cleef & Arpels нашли свое выражение в балете, но уже в России. Для новой постановки в Большом было создано 120 костюмов, идеи которых были навеяны сокровищницей Van Cleef & Arpels. Цветовая гамма балета выдержана в трех цветах – зеленом, красном и белом. А художественное решение занавеса родилось по мотиву золотого несессера Swan Lake 1947 года.
Сергей Филин отметил, что балет «Драгоценности» был выбран им не случайно. «Среди артистов труппы есть и бриллианты, и рубины и изумруды. Процесс создания балета можно сравнить с процессом создания ювелирных украшений, в обоих случаях финальному творению предшествует долгая кропотливая работа, как в мастерских, так и в репетиционных залах.
У каждого камня свой характер, и в балете он прекрасно передан. Танец проявляет качества разных танцоров. Балерины в этих спектаклях раскрыли различные грани своего таланта».
В Большом театре по случаю премьеры ювелирный дом организовал выставку избранных творений Ballet Prеcieux, а также винтажных украшений Van Cleef & Arpels. Изделия из рубинов, изумрудов, бриллиантов, а также две броши-балерины заняли, конечно же, центральное место в экспозиции.
Van Cleef & Arpels не ограничились винтажем: ювелирный дом представил новые броши-балерины, вдохновленные балетом «Лебединое озеро» Петра Чайковского. Эти украшения воссоздают двух «лебедей» балета – белого лебедя Одетту и черного лебедя Одиллию. Броши исполнены из белого золота, оникса и бриллиантов.
В честь премьеры в Москву приехали президент Van Cleef & Arpels Станислас де Керсиз и креативный директор Николя Бос, и по завершению последнего премьерного спектакля дали торжественный ужин в фойе Бетховенского зала. Вместе с ними около 200 гостей пришли насладиться творениями титулованного французского шеф-повара Жана-Ива Леранге из ресторана "Диана", удостоенного почетной награды «Лучший мастер Франции».
В постоянный репертуар балет войдет с осени этого года: первый спектакль можно будет увидеть 21 сентября.