В лондонском доме-музее великого психоаналитика и философа в начале марта открылась выставка американской художницы Луиз Буржуа «Возвращение подавленного» (The Return of the Repressed). Непосвященному зрителю Буржуа, пожалуй, наиболее известна благодаря изображению огромного бронзового паука Maman. Эта скульптура много лет кочует по свету – ее видели в стенах Tate Modern в Лондоне, на набережной Цюриха, возле Эрмитажа, в Женеве, Бильбао, в парижском саду Тюильри.
Луиз Буржуа родилась в 1911 году в Париже, но, так же как и Фрейд, была вынуждена покинуть родину в 1938 году. Она жила в США до своей кончины в 2010 году.
Почему для экспозиции ее работ был выбран музей Фрейда? Во-первых, Фрейд посвятил много времени анализу искусства и его терапевтического аспекта для художника. Во-вторых, творчество Луиз Буржуа – образцовый вариант исследования художником собственных комплексов и детских травм. Ее работы, пронизанные сексуальной энергией, иллюстрируют фрейдистские взгляды на искусство.
Поводом для создания выставки стали находки ассистента Луиз Джерри Горового в 2004 и 2010 годах в архивах художницы. Коробки, найденные Горовым, содержали дневниковые записи Луиз, фиксирующие реакцию на сеансы психоанализа. Буржуа проходила их с 1951 года, часть сеансов вел доктор Генри Лоуэнфельд. Часть этих дневников представляет собой уникальный материал,
восполняющий лакуны в биографии художницы.
По замыслу куратора, Филипа Ларрата-Смита, выставка рассказывает о взаимоотношениях между искусством и жизнью, раскрывает терапевтическую природу искусства как такового. В экспозиции присутствуют «Опасная одержимость» (The Dangerous Obsession, 2003), текст «Я боюсь» (I Am Afraid,2009), рисунки и гуаши из серии «Питание» (The Feeding, 2007),атакже знаменитая скульптура «Цветущий Янус» (Janus Fleuri, 1968). Выставка продлится до 27 мая.
Зигмунд Фрейд любил древности, как это было положено всем образованным людям его времени. Это не случайно – по поводу аналогий между археологией и методами психоанализа исписаны уже, наверное, тонны бумаги. Фрейд, к примеру, употреблял термин «доисторические» для специфических фантазий и переживаний раннего детства, сравнивал психоаналитика с археологом, который, слой за слоем, докапывается до самого сокровенного.
Доктор считал коллекционирование – одной из двух своих дурных привычек (второй привычкой были сигары), от которых он не откажется даже под страхом смерти, и замечал, что коллекционирование является видом сублимации, т.е. замещения сексуальных побед.
Его собственная коллекция произведений искусства находится в доме-музее в Лондоне, где проходит выставка Луиз Буржуа. Здесь можно увидеть предметы из Индии, Китая, Египта, Месопотамии, а также античные произведения искусства, принадлежавшие семье Фрейда.
Зигмунд Фрейд начал коллекционирование в 1896 году и продолжал собирать античные вещи сорок лет. Он покупал их в антикварных лавках Вены, Парижа, Рима, Афин и других городов, где он бывал. Информацию о том, где приобретались вещи, иногда можно почерпнуть в его дневнике. Некоторые произведения искусства были просто подарены доктору пациентами, студентами, друзьями и почитателями.
Примерно половину всей коллекции составляют египетские вещи. Если учесть, что всего в собрании около 2 000 объектов, то особый интерес Фрейда к Древнему Египту очевиден. Первоначально коллекция хранилась в кабинете и комнате для приема венской квартиры на Берггассе, 19, где теперь также располагается музей.
Он возник всего несколько десятков лет назад. Сейчас Фонд Зигмунда Фрейда, Вена и австрийские федеральные власти помогают дому на Бергштрассе укрепить статус признанного научного центра: здесь проходят семинары, конференции, выставки, собирается прекрасная библиотека. Постоянная экспозиция рассказывает о венской жизни ученого с 1891 по 1938 годы. Интерьер был воссоздан при участии младшей дочери Фрейда Анны в 1971 году. В венском музее можно увидеть уникальное видео 1930-х годов, показывающее семью психоаналитика и сопровождающееся комментариями Анны Фрейд.
Самое дорогое своему сердцу Фрейд ставил прямо на стол вокруг себя. Он даже называл окружавшие бумаги статуэтки «аудиторией». Вот как он писал о них Вильгельму Флису в 1889 году: «Ich arbeite in einem großen, ruhigen Parterreraum mit Bergaussicht an der Vervollständigung meiner Traumarbeit. Meine von Dir so wenig anerkannten alten und dreckigen Götter beteiligen sich als Manuskriptbeschwerer an der Arbeit». («Я тружусь в большой тихой комнате на первом этаже, с видом на горы, над завершением своей работы о снах. Мои, так низко ценимые тобой старые и грязные боги, принимают участие в работе в качестве пресс-папье» – пер. А.Т.).
Места для книг на столе уже не оставалось, но судя по сведениям авторов каталогов музея Фрейда, психоаналитик читал и писал в разных местах кабинета и не смешивал эти два занятия. Что Фрейд имел в виду под «аудиторией», хорошо видно на гравюре Макса Поллака 1914 года.
Помимо самой коллекции древностей, у Фрейда было около 3 000 книг по археологии, главным образом, они касались Египта. Помешательство на археологии отмечал и Стефан Цвейг, близкий друг и биограф психоаналитика. Также в коллекции была кипа фотографий произведений европейского искусства, деревенская расписная мебель XVIII–XIX вв. и персидские ковры.
Ассистентом в подборе египетских древностей у именитого коллекционера был, ни много ни мало, Ханс Демель (1886–1951), с 1922 года – директор восточной коллекции Музея истории искусств в Вене. В формировании коллекции Фрейду помогали Эммануэль Лёви (1857–1938), Эрнст Крис (1900–1957) и Людвиг Поллак (1868–1943). Известно, что первый и последний работали в Риме как археологи, а Эрнст Крис был еще и психиатром по совместительству.
Когда в 1938 году Фрейд бежал с семьей в Великобританию из аннексированной Австрии, Хансу Демелю пришлось оценивать всю коллекцию древностей. Поскольку просто так вывезти антиквариат не давали, психоаналитик должен был заплатить властям стоимость собрания. Демель по дружбе оценил коллекцию очень низко. Позднее, уже из Лондона, Фрейд написал в одном письме своей голландской коллеге Жанне Лампль-де Гроот, что все древности доехали в хорошей сохранности, почти не повредились в дороге, но «коллекция, в которой нет добавлений, в действительности мертва». Однако же, перед смертью, в 1939 году, он успел добавить в нее еще несколько предметов.
Дом-музей в Лондоне повторяет в интерьерах организацию венской квартиры на Берггассе. Здесь многое осталось нетронутым – кабинет, в котором расположена сама коллекция, по стенам – полки с книгами, а на всех свободных горизонтальных поверхностях – археологические достояния.
Этот дом стал памятником не только Зигмунду Фрейду, но и его дочери, которая жила здесь более 40 лет. Именно ей принадлежит идея сделать из дома музей, посвященный ее отцу. Самым
известным экспонатом из обстановки дома является, безусловно, кушетка
Фрейда, на которой лежали его пациенты во время сеансов психоанализа.
Сведения взяты с сайтов музеев, а также из каталога египетских скарабеев и печатей, принадлежавших Фрейду (Joachim Śliwa. Egyptian Scarabs and Seal Amulets from the Collection of Sigmund Freud, Warszawa-Kraków, 1999).
- #антиквариат
- #археологи
- #Вена
- #выставка
- #искусство
- #история
- #квартира
- #коллекция
- #Лондон
- #музей
- #наука
- #психология
- #художник