Джорджо Моранди в Москве

В Пушкинском музее открывается ретроспектива итальянского художника Джорджо Моранди, к которому можно применить термин «художник для художников». Его искусство скромное, на первый взгляд, но отнюдь не простое и обладает невероятной глубиной и актуальностью.

На церемонии открытия выставки директор музея Марина Девовна Лошак и Виктория Иммануиловна Маркова, главный научный сотрудник, заметно взволнованы. Еще бы, в ГМИИ им. Пушкина впервые после 1973 года открывается выставка художника, значение которого для искусства нашего времени трудно переоценить. «Открывается выставка моего любимого художника, можно сказать, это подарок себе самой», – улыбается Марина Девовна.

Залы второго этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков не узнать: впервые белый пол, светло-серые, словно вручную, грубо выкрашенные стены.

«Фигура Моранди не имеет аналогий, – говорит Виктория Иммануиловна. – В этой панораме искусства XX века, когда мы все время соприкасаемся с искусством ангажированным, человек, который прошел через две мировые войны и 20 лет фашизма... В нем не было и мгновения, когда его искусство становилось ангажированным».

Моранди при жизни почти не выезжал за пределы родной Болоньи, вел уединенный образ жизни, сосредоточено творил. Такой же сосредоточенности требуют его работы, казалось бы, такие легкие и почти невесомые, избавленные от всего лишнего и обладающие невероятно сложной, построенной на тончайших нюансах колористкой.

В ранние годы худржник испытывал влияние кубистов и Сезанна, в 1918-19 гг. – сюрреализма Де Кирико, выставка которого совсем недавно открылась в Третьяковской галерее.

Моранди работал медленно, часто не справляясь с потоком заказов, который обрушился на него после победы на Биеннале в Сан-Паулу.

Моранди очень ценили и любил режиссеры. В знаменитом кадре из фильма «Ночь» с Марчелло Мастрояни на заднем плане можно увидеть картину Моранди. К сожалению, саму картину не получилось привезти на выставку, но в зале есть похожая из того же периода.

Такие сходные работы сам Моранди называет «вариантами»,  зачастую они  отличаются композицией или цветовым решением.

Кураторы выставки Мария Кристина Бандера, научный директор Фонда изучения истории искусства Роберто Лонги, специалист по творчеству Джорджо Моранди, и Виктория Маркова постарались максимально полно проиллюстрировать все этапы творческого пути мастера – от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной.

Произведения (всего 90 экспонатов) скрупулезно отбирались в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.

Как говорит куратор выставки Виктория Маркова, на выставке «нет проходных, второстепенных работ».

Помимо хронологического деления, выставка разбита на темы: натюрморты, пейзажи, цветы и офорты.

Талант Моранди-гравера получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. В Москву специально привезли несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим), чтобы у нас была возможность поближе познакомиться с методом работы мастера.

По традиции к выставке подготовлен объемный каталог.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?