Фестиваль к юбилею Вагнера

Накануне в немецком городе Байройт открылся один из самых известных музыкальных фестивалей мира, основанный почти полтора века назад самим Рихардом Вагнером, 200-летний юбилей которого отмечает в этом году вся Германия. Традиционно на Байройтский фестиваль приехали первые лица государства, а премьерная постановка «Летучий голландец» транслировалась в прямом эфире немецкого телевидения.

В год 200-летия великого немецкого композитора Рихарда Вагнера фестиваль, основанный им самим, просто не мог остаться без «особого» внимания. Торжественное открытие оперного фестиваля в баварском городе Байройт состоялось накануне, став главным событием в культурной и общественной жизни Германии.

Дело в том, что, помимо традиционных высоких гостей, включая федерального канцлера Ангелу Меркель, премьерная опера фестиваля «Летучий голландец» транслировалась в прямом эфире немецкого телевидения.

Однако главные события фестиваля начнутся сегодня, когда часть важных гостей уже покинет его. С 26 по 31 августа на фестивале состоится главное событие, происходящее здесь не чаще, чем раз в десять лет. В Байройте представят новую постановку тетралогии «Кольцо нибелунга».

Примечательно, что дирижировать новой постановкой будет наш бывший соотечественник из Омска Кирилл Петренко, который сейчас является признанным австрийским маэстро. За постановочную часть отвечал берлинский режиссер Франк Касторф. Он прочитал историю «проклятого золота» как «кровавый след нефти» и рассказывает историю становления «нефтяного капитализма» от первых скважин в Баку в XIX веке до наших дней. На задворках «фестивального дома» были замечены монументы Сталина, Ленина и Мао из папье-маше.

Также стоит отметить, что в этом году, благодаря соглашению компании Deutsche Welle и российской радиостанции «Орфей», россияне получили возможность прослушать весь фестивальный цикл: все семь оперных вечеров, включая четыре спектакля «Кольца», «Летучего голландца», «Тангейзера» и «Лоэнгрина».

Спектакли будут выходить в эфир в 19 часов по московскому времени, также их можно будет слушать на сайте радио «Орфей». Кроме того, слушателям будут предложены встречи с создателями спектаклей, рассказы об истории и сегодняшнем дне Байройта.

Фестиваль в Байройте является одним из самых уникальных явлений в мире оперной музыки. Помимо того, что уже много лет фестивалем непрерывно руководят потомки его основателя, это событие стало именно тем, что планировал создать сам Вагнер.

Почти полтора века назад композитор Рихард Вагнер, вчерашний изгнанник, объявленный в Германии «государственным преступником» за участие в Дрезденском восстании и проведший много лет в эмиграции в Швейцарии, приехал в Байройт и заявил: «Здесь будет построен театр, назло капризной столичной публике и прочим буржуям от искусства».

И действительно, спустя много лет Байройт, расположенный далеко от Милана, Парижа, Лондона и Берлина, стал центром оперного искусства. Кроме того, Вагнер выбрал город в Баварии, который также расположен подальше от Мюнхена. Он очень хотел создать нечто уникальное, на чем не будет отпечатка влияния большого города. Ну и, конечно, имел место финансовый вопрос: на территории Баварии в то время правил меценат композитора король Людвиг II.

Время проведения «ежегодных музыкальных торжеств», как формулировал это Вагнер, также было выбрано не случайно: композитору, всегда испытывавшему симпатию к революционно-демократическим, а порой - анархистским взглядам, его фестиваль виделся как народный праздник, на который в августе, когда урожай во Франконии уже собран, собираются селяне из окрестных деревень.

Тем не менее, мечта о народном фестивале не сбылась, да и вряд ли он вообще мог стать народным. В 1876 году прошел первый Байройтский фестиваль, который уже тогда был далек от идеала народного праздника: на него собралась музыкальная, финансовая и аристократическая элита Европы.

Один из свидетелей того первого фестиваля, Петр Ильич Чайковский, приехавший в Байройт в качестве корреспондента либеральной московской газеты «Русские ведомости», написал следующие провидческие слова: «Прав ли Вагнер, до последней крайности доведший служение своей идее, или он перешел за пределы равновесия эстетических условий, пойдет ли искусство от точки отправления Вагнера еще дальше по тому же пути или «Перстень нибелунгов» должен отметить собою пункт, от которого начнется реакция, - во всяком случае в Байройте совершилось нечто такое, о чем наши внуки и правнуки будут хорошо помнить!».


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?