Выставка будет проходить с 5 марта по 19 мая.
В Москву из британской галереи Тейт впервые привезли работы Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и Франка Ауэрбаха. Также на выставке покажут полотна других британских художников так называемой Лондонской школы: Р.Б. Китая, Леона Кософфа, Майкла Эндрюса, Юэна Аглоу, Дэвида Бомбежка, Уильяма Колдстрима и Паулы Регу. Они не так известны в России, но тем интереснее. Всего в экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина вошли 80 живописных и графических работ.
В мире реди-мейдов, коллажей и хэппенингов эти художники взяли на себя смелость обратиться к самой банальной теме в искусстве – человеческому телу. Но сделали это не так, как другие. Их объединяет не стиль, а скорее, дружба и вызов, как это назвал Рон Б. Китай, «провинциальному и ортодоксальному авангардизму». Поэтому название «Лондонская школа», скорее, условное.
У художников часто спрашивают, что они хотят сказать своим творчеством. А они честно пытаются ответить. Люсьен Фрейд, внук знаменитого изобретателя оговорок, считал, что для понимания его работ его собственные комментарии дают не больше, чем крики бьющего по мячу игрока – для понимания игры в теннис. Во время, когда другие художники писали манифесты и изобретали новые стили, он неохотно делился своим кредо в паре статей.
Известно, что Фрейд был беспощаден к моделям и себе. Кстати, он стал рисовать себя обнаженным после шестидесяти. Хотя, если верить его автопортрету, художник был очень привлекательным в молодости.
Забавно, но внук Зигмунда Фрейда говорил, что не склонен к самоанализу. Люсьен был вспыльчивым, склочным и взбалмошным. Однажды он избил любовника Бэкона – за то, что тот избил самого Бэкона.
Словно на другом полюсе, на противоположной стене висят работы Фрэнсиса Бэкона, гениального самоучки. В отличие от Фрейда, Бэкон был облюбован критиками: книгу о нем еще при жизни написал сам Жиль Делёз (“Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения”).
В то время, когда известные на весь мир художники резали полотна, клеили на них газеты и закрашивали всё одним цветом, как и у Фрейда, главной темой картин Бэкона становится человеческое тело.
Хотя в этом случае это уже не тело, а плоть, переживающая травму – сильная, но уязвимая, прямо у нас на глазах трансформирующаяся в комок кровоточащей глины.
Именно так – «Человеческая глина» – называлась первая выставка Лондонской школы в 1976 году, которую собрал Рон Б. Китай. Художники ярко и мощно возвестили о развороте в сторону фигуративного искусства.
Несмотря на статус художников, путь выставки до московского зрителя был долог и тернист, говорит директор ГМИИ Марина Лошак. Выставка уже путешествовала по Европе и с успехом прошла в Будапеште и Малаге.
Экспозицию будет сопровождать серьезная образовательная программа: лекции и экскурсии от кураторов. Это искусство требует более глубокого погружения и нуждается в сталкере, считает Лошак.
Лондонская школа определенно преподаст нам урок – урок гуманизма и любви к жизни, несмотря ни на что.