Мадонны из Сиены в Москве
Джованни Ди Паоло. Мадонна Смирение. Сиена, около 1400 - 1482. Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. Пушкина

Мадонны из Сиены в Москве

В ГМИИ им. Пушкина привезли шедевры мастеров проторенессанса из Италии.

В Москве отерылась выставка «Сиена на заре Ренессанса».

Сиена – ведущий художественный центр XIII-XV веков противопоставлял себя Риму. Смотрите сами, Сиену основали два брата, Сений и Аский, сыны Рема, которого убил его родной брат Ромул. Да, тех самых братьев, которых вскормила волчица и которые основали Рим. Сений и Аский в страхе перед дядей бежали из города и построили свой город – Сиену. Вот такая легенда, конечно, оправдывала старую вражду городов.

Сиенскую школу отличает уникальное смешение византийских, готических и ренессансных течений. Авторитет Византии, близкого партнера, всегда отражалось на политической, финансовой и художественной жизни Сиенской республики. Впоследствии, к сожалению, влияние сиенской школы живописи на итальянское искусство активно задвигалось в сторону, когда на передний план вышла старая соперница Сиены – Флоренция.

Первый зал выставки построен вокруг религиозной живописи Сиены и культа Мадонны. Работы приехали из самого крупного собрания сиенской школы – из знаменитой Национальной пинакотеки в Сиене. После того как римский папа отлучил Сиену от церкви после битвы при Монтаперти в 1260 году, Мадонна была признана официальной заступницей сиенцев, давая религиозным горожанам возможность пропустить одну из ступенек иерархии и сразу обраться в высшей инстанции. 

В XIII веке в Сиене творили знаменитый мастер Дуччо ди Буонинсенья, современник Джотто и основатель местной художественной традиции, на выставке представлено несколько его последователей: Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нерио и Никколó ди Сенья. Среди них – Симоне Мартини, чье влияние на последующую сиенскую живопись ощущалось во всем, его развивал целый ряд художников, его «товарищей», как называли их в то время. 

Пьетро Лоренцетти. Мадонна с Младенцем и святыми Агнесой и Екатериной. Сиена, 1305—1345

В XIV веке громко заявили о себе два других выдающихся сиенских художника – братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Амброджо уже историки XV столетия признавали вторым по значению художником Треченто после Джотто, считали художником-философом, художником-интеллектуалом, в том числе благодаря его участию в политической жизни Сиены. 

Во второй части выставки можно увидеть то, что не так часто выезжает за пределы Италии и тем более в таком количестве – «таволетты Биккерны» – 10 табличек, представляющих собой уникальную форму светского искусства. «Таволетты», то есть «дощечки» написаны на деревянной основе обложки учетных книг сиенского казначейства. «Биккерны» расписывали со Средних веков (1257) до конца XVII века. К выполнению этой работы привлекали лучших сиенских художников: братьев Лоренцетти, Липпо Ванни, Джованни ди Паоло и других. «Биккерны» считаются уникальными ранними памятниками жанровой живописи и считаются видом искусства, существовавшим только в Сиене.

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи. XV век. ©ГМИИ им. А.С. Пушкина

В третьей части выставки экспонированы памятники сиенской живописи XIV-XV веков из собрания ГМИИ им. Пушкина, например, «Распятие» Сеньи ди Бонавентуры, ученика Дуччо, две створки полиптиха Сансеполькро художника Сассетты, а также произведения Андреа ди Бартоло, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Гвидоччо Коццарелли, Бернардино Фунгаи и других мастеров.

Выставка проходит до 3 октября 2021 года в главном здании ГМИИ им. Пушкина.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?