Новый дом для «Гаража»

12 июня в День России в Москве усилиями Дарьи Жуковой и ее команды откроется здание, которое имеет все шансы стать самым амбициозным архитектурным и арт-проектом года. Euromag побывал в новом доме музея современного искусства «Гараж».

В недалеком 2008 году не все верили в успех проекта Дарьи Жуковой: интереса к современному искусству у публики мол недостаточно, да и опыта у новоиспечённого галериста было маловато.

Однако «Гараж» не только крепко встал на ноги, но и превратился в общественно-образовательный центр - музей в его современном, широком значении с интересными лекциями, программами и даже своим издательством. То есть место не только для хранения и бережного сдувания пыли, а целый комплекс для исследования, развития, просвещения, где всегда найдется место для инициатив. За годы его существования центр посетили более двух миллионов человек. ЦСК провел ряд суперуспешных проектов, чего только стоила одна ретроспектива перфомансов Марины Абрамович.

Вот только своего места у молодого музея не было, однако уже тогда наметился четкий вектор любви руководства к современной архитектуре. Сначала въехали в отреставрированный гараж Бахметьевского автобусного парка, созданный одним из знаковых советских архитекторов авангардистов Константином Мельниковым. В 2012, исчерпав потенциал внецентрового расположения и осев в Парке Горького, заказали временный павильон японскому архитектору Сигеру Бана. Тем самым обеспечив Москву пока единственной постройкой Притцкеровского лауреата 2014 года.

И сейчас, когда пришло время остепениться, «Гараж» пригласил еще одного обладателя Притцкеровской премии (так называемой «Нобелевской премии по архитектуре») - Рема Колхаса, который бережно восстановил пришедшее в полный упадок здание ресторана «Времена года». В 1960-е годы амбициозный проект ресторана, рассчитанный более чем на тысячу мест, должен был стать знаменем советского прогресса и строящегося коммунизма. Однако со временем превратился в груду руин. 

Выбор архитектора был неслучаен. Рем – большой ценитель советского конструктивизма. Как признается сам архитектор, благодаря литературе XIX века и авангарду 20-х годов, у него уже в юности зародились близкие отношения с русской культурой.

«Я впервые приехал в Россию с друзьями – архитекторами. Я был тогда журналистом. Это был, если я не ошибаюсь, 1965 год. Мне показали эскизы, которые делали советские архитекторы. И вот на этих эскизах был как раз тот конструктивизм, которым я особенно восхищаюсь, где архитектор с помощью минимальных средств пытался достигнуть максимального эффекта», - вспоминает Рем Колхас.

Архитектор нашпиговал музей новаторскими решениями, но сохранил крепкий каркас здания, а также прекрасную мозаику и плитку.

 

Таким образом «Гараж» отказался от стандартного для Москвы «новодела» и, несмотря на непопулярность советской архитектуры того времени, пошел по более дорогому и интересному пути общемирового тренда - реставрации.

«В то время как сохранение архитектурного наследия существующих городов приобретает для нас все большее значение, архитектура периода 1960–1980-х годов во всем мире остается исключением из этой тенденции. И если нам понятно желание сохранить памятники конца ХIХ века или периода раннего модернизма, то более однообразная и безликая архитектура, возникшая после Второй мировой войны, имеет мало почитателей и еще меньше защитников.

Вместе с командой «Гаража» нам удалось изучить особенности советских послевоенных развалин, оценить их благородство, пропорции, открытость и прозрачность, а также найти для них новое применение и трактовки; это также позволило нам избежать гиперболизации масштабов, свойственной современным художественным пространствам», - добавил Рем Колхас.

Пару слов о самом здании. На трех этажах общей площадью более 5400 кв. м разместились пять экспозиционных пространств, проектная комната, лекторий, детская комната, кафе, а также знаменитый книжный магазин. Приподнятый на два метра над землей фасад из полупрозрачного двухслойного поликарбоната визуально объединит здание музея с парком.

Решение фасада подчёркивает открытость и доступность музея. Парк словно входит в здание, а экспонаты «выбегают наружу». Поднимаясь на крышу, это чувствуется еще больше: несколько соседних деревьев «загримированы» принтами известной художницы Яёи Кусамы. 

Поликарбонат также очень удачный выбор, так как он прекрасно справляется с защитой экспонатов от ультрафиолета. 

Для реставрации плитки пригласили специалистов из Италии, а монументальное панно, которое видно еще из парка, сделал выдающийся русский художник Эрик Булатов.

Новый центр откроется сразу несколькими экспозициями известных русских и западных художников: первая в Москве персональная выставка японской художницы Яёи Кусамы, масштабный проект Риркрита Тиравании «Завтра — это вопрос?», Георгия Кизевальтера «Инсайдер», исследовательские программы «Древо современного русского искусства» и Полевые исследования «Гаража».

Еще одна хорошая новость для любителей современной архитектуры: временный павильон, спроектированный Сигеру Бана, пока сносить не будут. Но как выставочное пространство он перестанет существовать с окончанием выставки Катарина Гроссе «да нет почему позже». Так что до 9 августа еще есть возможность успеть на выставку участницы Венецианской биеннале.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?