Одним из самых интересных и новаторских проектов 20-х годом прошлого века был Персимфанс — Первый симфонический ансамбль. Он был основан в Москве в 1922 году и, в созвучии с идеалами революции, исполнял музыку, отказавшись от фигуры дирижера, так как она символизировала абсолютную власть.
Игра без дирижера
Во время исполнения музыканты оркестра садились в круг, чтобы сохранять визуальный контакт друг с другом — обязательное условие для слаженной игры без дирижера. Во времена своего наивысшего расцвета ансамбль давал более 70 концертов в сезон. Оркестры без дирижера стали возникать не только в СССР, но и за границей, в том числе в Германии. В 1932 году идеалистический проект пал жертвой сталинских репрессий.
Возрождение Персимфанса
В 2008 году московский музыкант Петр Айду, внук одного из музыкантов, стоявших у истоков исторического Персимфанса, дал ансамблю второе рождение. Без участия дирижера рождаются интерпретации произведений, которые были бы неосуществимы в обычном симфоническом оркестре. Огромная ответственность и необходимость постоянного общения музыкантов друг с другом приводят к результатам, которые перебрасывают музыкальный мостик к искусству театра и перформанса.
Ансамбль определяет себя прежде всего как арт-группа, которая наряду с концертами осуществляет интерактивные звуковые инсталляции и проекты в сфере театра и мультимедиа. Проекты Персимфанса — интерактивная звуковая инсталляция «Реконструкция шума» (2012) и театрально-мультимедийный сценический проект «Реконструкция утопии» — имели большой успех у публики и критиков в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Перми, Берлине и других городах.
Концерт в Москве
После двух концертов, которые два ансамбля с большим успехом сыграли в октябре в «Тонхалле» Дюссельдорфа, намечается ответный визит: 14 декабря более 60 музыкантов из Москвы и 20 из Дюссельдорфа представят в московском Концертном зале им. П. И. Чайковского программу, созданную в соответствии с принципами исторического Персимфанса. Через совместное исполнение произведений, выросших из общеевропейской музыкальной традиции, в юбилейный год Октябрьской революции будет воссоздан давно забытый аспект европейского авангарда.
Все без исключения произведения, вошедшие в программу, исполнялись в свое время историческим Персимфансом. Их интерпретации проникнуты духом Октябрьской революции.
В программе концерта будет исполнена увертюра «Эгмонт» Бетховена — любимого композитора Ленина, а также симфоническая рапсодия «Октябрь» Иосифа Шиллингера, официального «государственного композитора» революционного времени.