Пушкинский: планы на 2018 год

Стремительно пролетевший 2017 год выдался очень насыщенным для ГМИИ им. А.С. Пушкина. Мы любовались на сочные цвета Тициана и Тинторетто, изучали все оттенки серого с Моранди, расшифровывали мистического Гойю. Надо отметить, что на любвеобильного Климта, скандального Шиле и сочного Сутина еще можно успеть. Но пока мы заглянули в следующий год и подсмотрели, что привезут в Пушкинский уже совсем скоро.

17 декабря 2017 – 16 марта 2018

«Пабло Пикассо. Художник и книга»

Место проведения: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» (Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1)

Кураторская группа: Борис Фридман, коллекционер; Юлия Меренкова, научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Буквально через пору дней в Истре откроется масштабная выставка работ печатной графики Пабло Пикассо, созданной им в жанре livre d’artiste. Создавая «книгу художника»,  автор рассматривает книгу как цельное произведение и прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги, где сам текст становится лишь одной из составляющих.

Российскому зрителю будут представлены работы Пабло Пикассо, созданные в период с 1919 по 1969 год. Столь обширный показ работ Пикассо в жанре livre d'artiste осуществляется в российском музее впервые.

6 февраля 9 апреля 2018

«Уильям Генри Тальбот. У истоков фотографии»

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Волхонка, 14

Куратор: Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии.

Впервые в России будут представлены уникальные фотоотпечатки, сделанные Уильямом Генри Фоксом Тальботом (1800–1877), изобретателем негативно-позитивного процесса, получившего название «тальботипия» или «калотипия», который позволил тиражировать изображения.

Но эксперименты английского ученого интересны не только с точки зрения технологии. В отличие от детальных и четких дагеротипий, его снимки отличались особой живописностью, благодаря чему фотография стала восприниматься не только как процесс копирования реальности, но и как искусство.

На выставке будет представлено около 150 фотографических бумажных отпечатков и негативов из собрания Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), в том числе снимки из альбомов «Карандаш природы» и «Солнечные картинки Шотландии».

26–28 февраля 2018

Випперовские чтения «Классика и современность. Отражения»

В феврале 2018 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пройдут Випперовские чтения на тему «Классика и современность. Отражения», посвященные созданию нового направления деятельности музея – Пушкинский XXI.

Дискуссии и круглые столы в рамках конференции будут посвящены разнообразным концепциям развития мировых классических музеев изобразительного искусства, выстраиванию связи между прошлым и настоящим в выставочных и образовательных проектах.

Участники: Кэтрин де Зегер (Бельгия) – куратор, директор музея в Генте, Джон Райхман (США) – философ, Виктор Мизиано (Россия) – куратор, директор фонда Манифеста, Екатерина Бобринская (Россия) – исследователь, сотрудник ГИИ, Северин Фроманже (Швейцария) – куратор музея Тенгли, Илья Дороченков (Россия) – профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи.

26 марта 22 июля 2018

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».

Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12

Куратор: Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров.

На выставке будут экспонироваться картины, принадлежащие чете коллекционеров из Нью-Йорка Томасу и Дафне Каплан.

Рембрандта, а также работы Франса Халса и Яна Вермеера Делфтского.

В наше время, когда произведения гениев старого искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, супругам Каплан, страстно влюбленным в Рембрандта, удалось почти невозможное. За последние 15 лет благодаря невероятной удаче они собрали внушительную коллекцию произведений старых мастеров, Рембрандта, Франса Халса и Яна Вермеера Делфтского, равно как и столь обожаемых ими многочисленных произведений лейденских живописцев.

Лейден – небольшой городок в Нидерландах стал родиной для многих знаменитых художников и благодаря первому из них - Лукасу ван Лейдену - колыбелью жанровой живописи.

Июнь – август 2018

«Фабрицио Плесси. Оставленное время. От античности у барокко»

Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12

Куратор: Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства.

Фабрицио Плесси – всемирно известный итальянский видео- и медиахудожник, пионер медиаискусства в Италии, преподаватель и сценограф. Учился в Академии изящных искусств в Венеции. Принял участие в нескольких Венецианских биеннале, Documenta-8 (Кассель, 1987); биеннале разных лет в Сан-Паулу и Каире.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина Фабрицио Плесси представит два проекта — «Душа камня / L’Anima della Pietra» и «Rolling stones». В рамках проекта «Душа камня / L’Anima della Pietra» в залах № 24 и № 25 будут представлены 12 видеоскульптур с использованием произведений из коллекции ГМИИ.

Плесси соединяет современные технологии с классической материей.

Впервые эта работа была показана в 2009 году на 53-й Венецианской биеннале в средневековом палаццо. Возвращение к античности как к первообразу, из которого позже возникнет жанр индивидуального портрета, означает поиск новых важных отношений между современными мастерами и произведениями искусства прошлого.

Проект «Rolling stones» будет реализован в зале № 31. Впервые эта работа экспонировалась в 2013 году в Мантуе, в «Зале гигантов», расписанном Джулио Романо в XVI веке. Изображенные на потолке гиганты в отчаянном бегстве разрушают здания и колоннады, «падающие» в центр зала. А мощные потоки воды «вливаются» в работу Фабрицио Плесси – два произведения вступают во взаимодействие.

Фреска из «Зала гигантов» будет воссоздана в цифровом виде специально для ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Июнь – сентябрь

«Итальянское искусство XVIIXVIII веков из музея Виченцы»

Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12

Куратор: Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи.

Выставка объединяет около 50 произведений из российского и итальянского собрания музея Виченцы.

В рамках одной экспозиции живописные полотна ряда выдающихся итальянских мастеров представят венецианскую живопись XVIII века во всей ее полноте и многообразии жанров. Коллекции двух музеев дополняют друг друга: в залах пейзажи и ведуты Каналетто, Белотто, Мариески и Гварди из собрания ГМИИ будут соседствовать с картинами из музея Виченцы на евангельские темы, написанными венецианскими живописцами для городских церквей.

Проведение выставки в 2018 году будет проходить в два этапа: вначале предполагается показать ее в Виченце, а затем – в Москве.

24 сентября 13 января 2019

Парижские вечера баронессы Эттинген

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Волхонка, 14

Куратор: Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

В 1910-х годах, в пору расцвета парижского авангарда, мало кто из новаторов в искусстве – художников, литераторов, критиков, музыкантов – не знал салона баронессы Эттинген на Монпарнасе. Роковая красавица со звучным титулом, урожденная польская аристократка Елена Миончинская, прибыла в Париж начале ХХ столетия вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником Сергеем Ястребцовым, взявшего псевдоним Серж Фера.

В их «ближнем круге» были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты группы «Золотое сечение» и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто.

Выставка ГМИИ имени А.С. Пушкина в партнерстве с французскими коллегами призвана воссоздать живую и насыщенную атмосферу парижской жизни Эттинген и Фера 1900-х – 1950-х годов. Она включит неизвестные широкой публике материалы частного архива французских наследников баронессы – семейства Руссо – наравне с произведениями из крупнейших парижских музеев искусства ХХ века – Центра Помпиду и Городского музея современного искусства. Предполагается, что в проекте будут представлены около 40 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна.

15 ноября 2018 3 февраля 2019

Пабло Пикассо. Ольга Хохлова

Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12

Куратор: Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Выставка будет посвящена Ольге Хохловой – жене и музе Пабло Пикассо, с которой он познакомился в 1917 году в ходе работы над балетом «Парад» на музыку Эрика Сати. Ольга Хохлова была танцовщицей в труппе Сергея Дягилева. В экспозиции планируется показать произведения живописи и графики, посвященные Ольге Хохловой, из собрания парижского Музея Пикассо, зарубежных музейных и частных коллекций.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?