Серов напротив Пикассо

Сегодня, 30 ноября, в Гмии им. Пушкина открывается выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век». Выставка не совсем обычная, это скорее интеллектуальный ребус, где задача зрителя разгадать молчаливые диалоги великих художников.

Мане рядом с Репиным и Маковским, Серов с Пикассо, Ярошенко с Ренуаром, Врубель и Анри де Тулуз-Лотреком. В едином пространстве Пушкинского музея сосетствуют произведения передвижников и импрессионистов из коллекций крупнейших музеев России.

Экспозиция открывает новые сопоставления и находит интересные связи. На стенах музея словно в калейдоскопе складываются шедевры европейской и русской живописи, чтобы вы могли взглянуть на них в новом свете.

Как отмечают сами кураторы, выставка - не плод глубоких научных исследований, а скорее толчок и вдохновение для собственного исследования.

Экспозиция действительно требует от зрителя творческой работы, ведь диалог ведется не всегда в рамках темы или стиля, а переходит на уровень культурного кода. К тому же, сопоставления иногда совсем не очевидны и требуют от нас знаний. Для этого группа кураторов принципиально отказалась от долгих подписей и разъяснений. Зритель совершенно свободен трактовать сопоставления, как нравится.

Однако это не значит, что неподготовленный зритель не получит удовольствия от выставки, ведь просто увидеть подобные шедевры в таком окружении, вне территориального и временного разделения, словно на стене у знаменитого коллекционера – очень ценно.

Экспозиция является продолжением стратегии музея, основанной на диалоге между западным и русским искусством, в рамках которой проводили такие проекты как «Москва — Париж. 1900—1930» (1982), «Москва — Берлин. 1900—1950» (1996), «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005), «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» (2016–2017).

Вдохновением для экспозиции послужила научная публикация крупнейшего историка искусства Нины Александровны Дмитриевой (1917–2003), «Краткая история искусств», которая знакома многим из нас еще со школьной скамьи. Особенность ее научного подхода заключалась в стремлении рассматривать русское искусство в мировом контексте, показывать его своеобразие и место среди других европейских школ.

В состав выставки вошло около 80 работ. В экспозиции зритель увидит сопоставления картин Эдуарда Мане и полотен Ильи Репина и Владимира Маковского, Альфреда Сислея и Алексея Саврасова, Валентина Серова и Пабло Пикассо, Николая Ярошенко и Пьера Огюста Ренуара, Михаила Врубеля и Анри де Тулуз-Лотрека. Некоторые из пар - настоящие находки.

В залах выставки представлены также знаменитые произведения постимпрессионистов – Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена.

Выставка подготовлена к XXXVII Международному музыкальному фестивалю искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Традиционно куратором проекта выступает президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова.

Программа музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» 2017 года продолжает основную тему выставки. В концертах прозвучат произведения Камиля Сен-Санса, Клода Дебюсси и Мориса Равеля, применявших в своем творчестве стилистику и эстетику импрессионизма. В сопоставлении с произведениями французских композиторов будет исполнена музыка Модеста Мусоргского, Александра Скрябина, Игоря Стравинского и др.

Выставка будет проходить с 30 ноября 2017 года по 25 февраля 2018 года.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?