В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка, посвященная развитию татуировки как культурного явления и вида искусства.
Проект «Тату» – многолетний хит, созданный в Париже Музеем на набережной Бранли имени Жака Шираки. Он уже успел объездить полмира, побывав в Канаде, США и Тайване и вот теперь добрался до Москвы.
Выставка построена на принципе преемственности феномена татуировки через субкультуры – от древних племен до наших дней.
Основу экспозиции составляют произведения традиционного искусства древнейших времен со всех уголков мира и гиперреалистичные силиконовые макеты человеческих рук, ног и торсов с нанесенными на них рисунками важнейших современных тату-мастеров: Тин-Тина, Филипа Лю, Хенка Шиффмахера, Джека Руди, Гая Атчисона, Алекса Бинни и Доктора Лакра. Также на московской выставке можно будет увидеть работу российского тату-художника Дмитрия Бабахина.
Всего в экспозицию вошло около двухсот произведений. Пушкинский дополнил выставку своими экспонатами и выбрал несколько арт-объектов из российских музеев и частных коллекций.
Так, в несколько ином свете можно рассмотреть знаменитую древнеегипетскую ложечку из собрания ГМИИ. Немногие знают, что на теле девушки – татуировка с изображением бога Бэса.
Также можно увидеть зарисовки татуировок, которые делал во время своих знаменитых путешествий Николай Николаевич Миклухо-Маклай, из музеев Петербурга.
Важной частью выставки стало исследование татуировки как мощного современного социокультурного явления, нуждающегося в демаргинализации.
На вопрос может ли тату в современном мире быть медиумом искусства, ответили уже давно. Татуировки, как и граффити, давно выбрались за границы субкультур и вошли в обиход современных художников наряду с перфомансом. Медиа пестрит дизайнами тату от знаменитых современных художников: от Дэмиана Херста до Джеффа Кунса.
Британский художник Люсьен Фрейд, работы которого, кстати, недавно можно было увидеть в Пушкинском музее, сделал тату на нижней части спины Кейт Мосс. Бельгиец Вим Дельвуа зашел еще дальше и ответил на вопрос, можно ли продать татуировку вместе с носящим ее человеком. Современный художник набил татуировку на спине добровольца Тима Стейна и продал ее немецкому коллекционеру за 150 тысяч евро По договору, владелец татуировки должен демонстрировать себя на выставках, а после смерти завещать свою кожу коллекционеру. Теперь Тима Стейна с нетерпением ждут в ГМИИ: он должен приехать на несколько дней в Москву.
Отделаться от маргинального шлейфа татуировке оказалось не так легко. Хотя порой он даже на руку современным художникам. Многие используют ассоциации с криминальным миром и бунтом в своих работах.
В 2000-м году испанский художник Сантьяго Сьерра заплатил четырем проституткам эквивалент героиновой дозы, чтобы они разрешили ему сделать у них на спинах татуировки в форме линии. А итальянский скульптор Фабио Виале покрывает прекрасные античные торсы из благородного каррарского мрамора куполами, погонами, надписями «Спаси и сохрани» и другими символами, распространенными в русском криминальном мире.
Схожим образом он работает с японскими татуировками, ассоциирующимися у общества с якудза.
«Демонстрация подобных произведений – тоже часть очень интересного социокультурного исследования, – говорит директор музея Марина Лошак. – Табу существуют всюду. Люди табуируют те или иные вещи, чтобы защититься. Например, в Японии человека с татуировкой не пускают в общественные бани. Наша задача дать человеку возможность задуматься о таких вещах более объемно, дать информацию, чтобы он сам мог сделать выводы и, возможно, согласиться с тем, что для него было неприемлемо».
В ГМИИ отмечают: принимаясь этот проект, Пушкинский реализует свою миссию не только как музей изобразительного искусства, но и как музей истории цивилизации, задавая вопросы, которые и должны задавать крупные и авторитетные институции. И чтобы ответить на один такой вопрос – можно ли считать татуировку искусством – сначала необходимо понять, что такое искусство вообще.
Даты проведения: 3 марта – 31 мая 2020
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14).