Театры готовятся к «году Вагнера»

В мире искусства 2013 год будет посвящен великому немецкому композитору Рихарду Вагнеру. Весь музыкальный и театральный мир готовит мероприятия, посвященные этому событию, однако многие площадки решили не откладывать празднование до следующего года и уже сейчас готовы предложить зрителям представления, связанные с великим немцем.

Следующий оперный год во всем мире будет посвящен Рихарду Вагнеру. В связи с этим многие сцены готовят соответствующий репертуар, а некоторые из них решили отпраздновать это событие с таким размахом, что в рамки одного года их программа не уместилась. Поэтому некоторые сцены работают на опережение и открыли Вагнером нынешний сезон.

Например, в афишах королевской оперы в Лондоне уже сейчас фигурирует знаменитое «Кольцо нибелунга». Дирижирует Антонио Паппано. На сцене – бас-баритон Брин Тервел.  

«Вагнер – совершенно особенный композитор, ни на кого не похожий. Он забирает вас целиком – и на вокальном уровне, и на уровне моральных и физических усилий. Однако взамен вы получаете ни с чем не передаваемое ощущение свершения», – говорит Тервел.

Над одним из самых знаменитых своих произведений Вагнер работал двадцать с лишним лет.

«Все привычные оперные категории – ненависть, любовь, политика, насилие, семья, долг – так вот, у Вагнера они все есть. Но есть и еще что-то, лишь ему присущее. В частности, у него решается вопрос: а что происходит с личностью, когда ее атакуют? Она ломается, сдает позиции? Или наоборот, поднимается? Вот эта проблема раскрывается в «Кольце нибелунга». И за этим страшно наблюдать», – цитирует дирижера Антонио Паппано Euronews.

«Мне очень близок третий акт «Валькирии», – рассказывает Тервел. – Это трудный момент в опере, вы поете к этому времени уже пятый час, и ваша моральная, физическая, вокальная форма – в руках Божьих. Так вот, речь идет об очень эмоциональном эпизоде: герой отказывается от дочери, чтобы больше никогда ее не увидеть. У меня трое сыновей, девочек у меня нет, но я как отец могу представить, какие мучения и переживания испытывает герой к концу этого музыкального произведения».

Кроме того, он рассказал, что поет на немецком именно потому, что, по его мнению, ни один другой язык не сможет передать «магию Вагнера».

Паппано поддерживает его, отмечая, что с музыкальной точки зрения Вагнер – это постоянное и плавное перемещение.

«Это и правда очень сильное произведение, оно влияет на вас психологически. К тому же у Вагнера совершенно особые, революционные требования к аудитории. Композитор, без сомнения, ставил целью изменить своего слушателя, привести его к внутреннему очищению, расширить его горизонты, встряхнуть его, шокировать, проникнуть в самое сердце. Вагнер – гениальный композитор, но очень амбициозный… он из тех, кто меняет жизнь человека», – поясняет свое мнение дирижер.

Изначально, «Кольцо нибелунга» – это название цикла из четырех эпических опер, основанных на реконструкциях германской мифологии, на исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах».

Оперы начали создаваться в 1848 году, когда Вагнер написал «Миф нибелунгов» в роли наброска для драмы, объединяющий различные легенды и мифы в единый текст (похожий по содержанию на «Кольцо нибелунга», но с существенными отличиями). Год спустя он начал писать либретто, названное «Смерть Зигфрида». В 1850 году закончилось создание наброска для «Смерти Зигфрида», и была создана опера «Молодой Зигфрид», в дальнейшем переименованная в «Зигфрида» и обретшая форму к 1851 году.

В октябре 1851 года Вагнер принял решение создать цикл из четырех опер, которые бы игрались четыре вечера подряд: «Золото Рейна», «Валькирия», «Юность Зигфрида», «Смерть Зигфрида».

Либретто всех четырех опер были завершены в декабре 1852 году и опубликованы (для узкого круга лиц) в 1853 году. В ноябре Вагнер начал писать музыку для первой оперы «Золото Рейна». В 1857 году была завершена третья опера «Зигфрид», после чего работа была приостановлена на 12 лет ради опер «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры».

C 1869 года Вагнер жил на средства короля Баварии Людвига II. Он возвратился к Зигфриду и существенно доработал ее. В октябре 1869 года Вагнер завершил создание последней оперы («Гибель богов», переименованная «Смерть Зигфрида»).


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?