Три времени Рима
пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина | Пиранези Дж. Б. Гравюра. Вид на Пьяцца делла Ротонда. Лист из серии Виды Рима. 1751

Три времени Рима

В Пушкинском музее открылась выставка, посвященная Вечному городу

ГМИИ им. А.С. Пушкина открывает выставку «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко». Проект показывает эволюцию архитектурного образа города как самого большого целостного произведения искусства.

Кураторы предлагают проследить развитие градостроительной мысли на примере города, где так органично сосуществуют великие памятники разных эпох: от античности до барокко.

Пиранези Дж. Б. Гравюра. Вид на базилику Санта Мария Маджоре. Лист из серии Виды Рима 1749

В истории Рима были не только блистательные страницы, были времена и когда город лежал в руинах, а великие памятники античности разбирались для строительства новых домов. 

Дальнейшие подъем и трансформация города, происходившая под началом римских пап, становятся объектами изучения выставки. Центральное место занимает фигура итальянского архитектора и инженера Доменико Фонтана, выступившего и как урбанист. Покровителем Фонтаны был римский папа Сикст V (Феличе Перетти), имя которого получили спроектированные архитектором монументальный фонтан Аква Феличе и дорога Страда Феличе. Одним из начинаний Сикста V была установка на площадях Рима древних обелисков, когда-то привезенных римскими императорами из Египта в качестве трофеев. Они завершали собой длинные и прямые улицы, ясной геометрической сеткой соединившие все паломнические места.

Пиранези Дж. Б. Гравюра. Пьяцца ди Монте Кавалло. Лист из серии Виды Рима 1750

В XVI–XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира. Десятки художников из разных стран стремились запечатлеть его облик. Посетитель выставки увидит город, каким он представал глазам художников: от меланхоличных руинных пейзажей XVI века до триумфальных городских видов эпохи барокко.

Пиранези Дж. Б. Гравюра. Вид на фонтан Треви, известный также как Аква Верджине. Лист из серии Виды Рима 1750

Центральное место экспозиции отведено знаменитым гравюрам Джованни Баттисты Пиранези, ставшим главным портретом города

Впервые будут показаны вместе четыре живописные работы Беллотто, написанные в одной серии и разделенные в 1930-х годах.

Фрагмент саркофага с изображением кратера, канделябра и птиц. Конец III в.

Среди ключевых экспонатов — планы Рима разных времен, наиболее показательно отражающие преображение города. План Антонио Темпесты (1593) показывает Рим, уже оправившийся от упадка времен Авиньонского пленения и разграбления 1527 года ландскнехтами Карла V. План Рима Джованни Баттисты Нолли (1748) — это первая географически верная карта, фиксирующая облик уже полностью построенного барочного города, в том виде в каком его центр по большей части сохраняется и по сей день.

В экспозиции будет представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея.

Выставка проходит до 15 сентября 2024 года.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?