Выставка будет проходить с 8 октября 2024 до 26 января 2025 года >
В новом выставочном проекте Пушкинский музей объединил произведения фламандских художников во главе с Франсом Снейдерсом из российских собраний. Экспозиция включает работы не только знаменитых, но и малоизвестных мастеров, что позволяет наиболее полно познакомиться с этапами развития этой традиции.
Посетители проекта смогут погрузиться в смысловую многозначность и скрытый символизм фламандской живописи XVII века.
Натюрморт как самостоятельный жанр сформировался только в XVII веке. Сам термин появился позже во Франции, а в Нидерландах использовалось понятие stilleven, дословно означающее «неподвижная жизнь».
Современники той эпохи наделяли натюрморт особым ассоциативным смыслом. Каждый предмет композиции мог иметь несколько обличий, символизируя при этом разные понятия и идеи в зависимости от аспекта восприятия. Набор вещей обычно не был подчинен определенному сюжету; в том числе и поэтому картина может заключать в себе множество значений (как положительных, так и отрицательных, часто – взаимоисключающих).
Фландрия XVII века стала важным центров развития натюрморта, именно фламандцы чаще всего выступали с новыми творческими идеями и оказывали влияние на своих соседей.
Франс Снейдерс славился своим мастерством в передаче избыточности материального мира: в изображении охотничьих трофеев, разнообразной дичи, кухонь, рынков и торговых лавок. На выставке зрители смогут не только увидеть «классического» Снейдерса, но и проследить за эволюцией манеры одного из самых известных натюрмортистов своего столетия. Говоря о творческом пути Снейдерса, нельзя не упомянуть и картину «Статуя Цереры» из Государственного Эрмитажа.
Написать гирлянду из плодов и цветов на картине «Статуя Цереры» из Государственного Эрмитажа художника пригласил его прославленный коллега – Питер Паувел Рубенс.
Экспозицию дополнят произведения современников и последователей Снейдерса. Кроме известнейших образцов жанра, можно будет увидеть такие редкие памятники, как единственная в мире подписная работа Николаса Каве.
Важной частью экспозиции станут рисунки.
Еще одна из тем, которые затронет выставка, это трехсотлетняя история коллекционирования фламандской живописи в России. Помимо столичных и региональных музеев, экспонаты предоставят два частных собрания.
В рамках цифровизации музея и интерактивного погружения в творчество Снейдерса, Sber Metaverse Tech разработан иммерсивный опыт в дополненной реальности к выставке и AR-инсталляция на входе в Главное здание музея.