В Пушкинском музее открывается выставка силуэтных портретов

В Пушкинском музее открывается выставка силуэтных портретов
пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМИИ им. Пушкина открывает выставку, посвященную механическому рисованию, предшествовавшему фотографии.

Проект «Живой портрет... Волос в волос. Механическое рисование» посвящен малоизученной главе в истории силуэтного искусства и призван показать один из механических способов фиксации действительности.

В экспозиции более 165 произведений, включая 77 физионотрасов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного исторического музея, миниатюры из коллекций Государственного музея А.С. Пушкина, Музея-усадьбы «Останкино» и Музея Тропинина, пантографы из Политехнического музея и дагеротипы из частных собраний.

Физионотрас — механическая рисовальная машина, изобретенная в 1784 году французом, музыкантом при королевском дворе Жиль-Луи Кретьеном. Устройство представляло собой один из возможных инструментов для механического рисования, получивший название «перспективная машина». Его центральным компонентом был аппарат, называемый пантографом, что означает «универсальный чертежный прибор». Пантограф служил для копирования планов, карт и других чертежей в ином масштабе. Физионотрас был представлен во Французской академии наук в 1786 году. Новое устройство состояло из пантографа и рамы, напоминавшей мольберт. Принцип работы портретной машины заключался в следующем: оператор очерчивал профиль модели на бумажном экране через специальный визир, затем изображение уменьшали с помощью пантографа, уменьшенную копию переносили на металлическую пластину, добавив детали, и после этого печатали — чаще всего в технике офорта и акватинты.

Слово «физионотрас» (франц. physionotrace) происходит от французских слов «physionomie» — «облик, лицо» и «trace / tracer» — «след, отпечаток / чертить, рисовать». Физионотрасом называют как само устройство, так и портреты, созданные с его помощью.

Изобретение «рисовальной машины» стало важным этапом в развитии портретного искусства, так как это устройство могло беспристрастно изобразить человека, исключая при этом субъективность творца. «Волос в волос» — писали о физионотрасах в прессе того времени.

Выставка состоит из тематических разделов, представляющих искусство силуэтного портрета конца XVIII — начала XIX века. Большинство работ экспонируется впервые.

В первом разделе «Театр теней» собраны теневые силуэты, открывающие тему профильных портретов. Подборка включает предметы, выполненные по оригиналам известных художников-силуэтистов — француза Ф.-Г. Сидо и немца Иоганна Фридриха Антинга. В числе экспонатов — портреты исторических личностей, в том числе членов императорской семьи: русской императрицы Екатерины II, великого князя Павла Петровича и его жены Марии Фёдоровны.

«Французский бомонд» представляет физионотрасы времен Французской революции, в частности портреты писательницы мадам де Сталь, политика и революционерки Манон Ролан и других.

В разделе «Русский бал» перед зрителями предстает русское дворянское общество XVIII — начала XIX века. Многие богатые путешественники, оказавшись в Париже, посещали ателье по изготовлению физионотрасов: князья Барятинские, семейство Кушниковых, граф Александр Иванович Апраксин, князь Алексей Борисович Куракин, граф Григорий Владимирович Орлов, литератор и издатель Николай Иванович Греч и другие.

Раздел «Наполеоновские войны» представляет галерею портретов выдающихся военных, отличившихся в Отечественной войне 1812 года и зарубежных походах русской армии.

Завершающий раздел «Светопись» посвящен редким дагеротипам, созданным на заре фотографии: представлены портреты Анны Петровны Керн, музы Александра Сергеевича Пушкина, парные портреты супругов Дёлер. В конце 1830-х годов фотография только начинала свой путь. К тому времени физионотрас стал любопытной исторической реликвией, недооцененной и малоизученной в России.

«Хотя силуэтные портреты и фотографические отпечатки какое-то время существовали параллельно, развитие новых техник фотографии со временем обеспечило еще более быструю, дешевую и точную форму портретной изобразительности. В конце концов фотографии вытеснили физионотрасы, которые остались занимательными свидетельствами своего времени, отражающими важный этап в истории механического рисования. Простая технология физионотраса позволяла изготавливать портреты людям с меньшим талантом и опытом, чем даже у весьма заурядных художников-миниатюристов. “Машина для вычерчивания профилей” вызывала живой интерес просвещенной публики, жаждавшей новых опытов — одновременно научных и забавных. Распространение физионотрасов предвосхитило индустриализацию портретного производства, которую впоследствии осуществила фотография», говорит Ольга Аверьянова, заведующая отделом фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки. 

Даты выставки: 28 мая — 25 августа 2024 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?