Запад и Восток: встреча в Дрездене

Ежегодный Дрезденский музыкальный фестиваль, который откроется 18 мая и продлится около трех недель, избрал темой нынешнего года взаимодействие культур Запада и Востока. Совместный концерт Яна Фоглера, европейского виолончелиста с классической выучкой, и корейского вокалиста Рейна, «азиатского Майкла Джексона», искусно балансирующего на грани поп-музыки, ритм-энд-блюза и хип-хопа, – этим смелым сочетанием устроители фестиваля, очевидно, взялись продемонстрировать единство противоположностей.

Девиз фестиваля этого года – «Пять стихий» – своеобразный реверанс в сторону китайской философии, утверждающей, что основу мироздания составляет существование и взаимодействие пяти основных элементов – воды, воздуха, огня, земли и дерева.

«Витальность энергии Азиатского континента, переживающего сейчас период бурного экономического роста и культурного ренессанса, вызвала во мне горячее желание дать возможность европейцам припасть к этому источнику», – комментирует интендант Дрезденского фестиваля Ян Фоглер свое решение придать фестивалю в этом году «азиатский фокус». «Таоизм и буддизм остаются для жителей стран Азии важнейшей частью жизни и культуры, что мы также попытались отразить в наших концертах, пропитав их мудростью Востока».

В мае в Дрездене выступят Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Алана Гилберта, баритон Томас Хэмпсон, Берлинский филармонический оркестр под управлением Саймона Рэттла, Дрезденский филармонический оркестр под управлением Курта Мазура, бас Рене Папе, пианист Аркадий Володось, а также солисты и музыкальные коллективы из стран Азии, представленные преимущественно молодым поколением артистов.

Помимо традиционных для фестиваля композиторов – Малера, Вагнера, Дебюсси, – программа нынешнего года включает в себя редко исполняемые произведения композиторов азиатских стран. Прозвучит, например, струнный квартет американского композитора китайского происхождения Тан Дуна «Восемь красок», замысловатым образом соединяющий в себе элементы пекинской оперы, буддистского пения и европейских традиций классической музыки ХХ века.

Основанный в 1978 году,  Дрезденский музыкальный фестиваль задумывался как культурная витрина социалистического лагеря. Уже в первые годы своей истории он привлекал в город лучшие оркестры планеты, в том числе Берлинский филармонический под управлением Герберта фон Караяна, оркестр миланского театра Ла Скала под управлением Клаудио Аббадо и Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты.

Тенденция последних нескольких лет – тематические фестивали, посвященные музыке какой-либо страны либо целого континента. В 2009 году он назывался «Новый Свет» и взялся исследовать музыкальные связи между Германией и Северной Америкой.

В 2010 году фестиваль был полностью посвящен русской музыке и носил название «Русландия». Его посетили скрипач Вадим Репин, пианист Ричард Гуд, Питсбургский симфонический оркестр под управлением Мюррея Перайи и Симфонический оркестр Большого театра под управлением Василия Синайского.

По словам Яна Фоглера, Дрезденский музыкальный фестиваль, призванный отметить двадцатилетие падения железного занавеса, сегодня заново исследует геополитический феномен Дрездена как города, в течение многих лет находившегося на границе капиталистического лагеря и стран социализма, что обусловило его культурную политику.

«Мы предлагаем переосмыслить наше отношение, в частности, к русскому музыкальному наследию и обратить внимание на наиболее ярких современных интерпретаторов русской музыки, – сказал Ян Фоглер. – С этой целью мы приглашаем в Дрезден российские музыкальные коллективы, которые сегодня являются мировыми трендсеттерами в сфере классической музыки. К их числу, в частности, относится и Симфонический оркестр Мариинского театра, стиль которого уникальным образом сочетает в себе европейскую элегантность исполнения и русскую эмоциональность».

«Мы видим свою задачу в том, чтобы максимально расширить как географические, так и стилистические границы», – говорит Ян Фоглер. «У Дрезденского фестиваля есть все ресурсы для того, чтобы стать самым представительным фестивалем в области классической музыки в Германии. Всемирно известный Байрёйтский фестиваль мы не рассматриваем как конкурента, поскольку все-таки это событие, несмотря на его уровень и статус, замкнуто исключительно на оперы Вагнера, а наш диапазон гораздо шире».

Фестиваль продлится до 5 июня. 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?