Цены, предлагаемые европейскими системами бронирования отелей, не отличаются прозрачностью. Для примера, Hotel Praga в Мадриде в рождественскую неделю на сайте Ebookers.ch обойдется в 388 франков (312 евро), если бронировать из Швейцарии.
Однако та же самая система бронирования, если зайти на нее с территории Франции, предлагает номер в том же отеле уже за 333 франка (273 евро). В итоге разница составляет почти 50 франков (40 евро). И различие в ценах будет еще больше, если тот же самый номер будут искать в Нью-Йорке или Лондоне.
«Я не понимаю, в чем дело. Наши тарифы идентичны во всех сетях, и мы обновляем обменный курс несколько раз в день», – попытался объяснить ситуацию директор маркетингового отдела Ebookers.ch Маттиас Тюрер.
В группе компаний AnyWayAnyDay.com видят несколько причин разницы цен. «Это может быть связано с различной покупательской способностью граждан разных стран мира. Ресурсы самостоятельно адаптируют цену номера за счет снижения своей комиссии для того, чтобы поднять продажи», – объяснили журналу EUROMAG в пресс-службе компании.
Кроме того, не стоит забывать о кросс-курсах обмена валют, так как все страны, из которых бронировался отель, имеют разные валюты. «Еще одна причина может быть связана с предпочтениями отелей по туристам. Например, в Турции отели, ориентированные на туристов из Западной Европы, намеренно завышают стоимость проживания для туристов из России. Кроме того, отели учитывают «национальные особенности» туристов и хотят заработать на этом: так, англичане традиционно считаются хорошим источником доходов для бара и ресторана, японцы не дают чаевых, но готовы платить в среднем более высокую цену за номера и т.д.» – также добавили в компании.
Что касается России, то при бронировании одного и того же отеля из разных городов страны цены будут одинаковыми. Но они начинают различаться, если заказывать одну и ту же гостиницу на разных сайтах. Например, проверка корреспондентов EUROMAG показала, что разница при недельном проживании в Ibis Amsterdam Centre в столице Нидерландов в разных системах бронирования может составлять 235 евро.
«Для каждой системы бронирования у отелей могут быть разные условия договора, – объясняет причину директор по развитию бизнеса портала бронирования гостиниц Oktogo.ru Павел Пак. – Для одних комиссия может быть 15%, а для других - 25%».
«Но даже при условии одинаковых комиссий для всех продавцов кто-то может накручивать цену самостоятельно, зная, что именно этот конкретный отель продается хорошо, и каждая система бронирования решает для себя, зарабатывать ли на этом или оставаться добросовестными по отношению к партнеру», – добавил он.
Онлайн-ресурсов очень много, и каждый использует свою собственную бизнес-модель, поэтому говорить о некой общей причине сложно, дополняет коллегу представитель AnyWayAnyDay.com. В компании отмечают, что такие ресурсы, как Booking.com и HRS.com, очень внимательно следят за ценовой политикой друг друга, используя так называемое соглашение rate parity, когда отель не может предоставить более низкую стоимость другому игроку со схожей бизнес-моделью.
Кстати, такие большие игроки, соблюдающие rate parity, очень не любят сильно демпингующие online-travel-агентства. В пресс-службе AnyWayAnyDay.com журналу EUROMAG напомнили историю прошлого года, когда портал Skoosh.com попытался увеличить свои продажи за счет минимизации дохода и использования минимальных стоимостей за номер. Это не понравилось крупным игрокам, и они начали давить на отели, требуя, чтобы те убрали со Skoosh свои предложения. Но в ответ Skoosh обратился в OFT (Агентство по защите конкуренции), и осенью 2010 года было начато расследование по предварительному обвинению крупных онлайн-порталов в ценовом сговоре.
Другой пример: месяц назад коммерческий суд Парижа наложил штраф на американский портал Expedia в 430 тыс. евро за «недобросовестную торговую практику». Процесс начался по личному заявлению министра туризма Франции из-за того, что сеть афишировала отели заполненными, в то время как там еще оставались места. Таким образом Expedia поднимала продажи других гостиниц, с которыми у нее более тесные отношения.
Павел Пак говорит, что подобная практика не редкость, но на это могут быть вполне объективные причины – например, система бронирования имеет квоту в отеле и в тот момент, когда она исчерпана, сайт бронирования не дает возможность купить номер, хотя в отеле номера могут быть.
«Впрочем, на рынке встречаются примеры, когда системы бронирования ограничивают выбор отелями с высокой комиссией, – признает он. – Выгода очевидна: если с отеля комиссия выше, то и продавать его выгоднее. Но так или иначе, такие уловки достаточно просто заметить - если предложение отелей велико, то вероятность искусственной выдачи мала».
Кстати, отелям уже порядком надоело то, что системы бронирования диктуют им свои условия. Так, например, швейцарские отельеры пожаловались в специальную комиссию по вопросам конкуренции на «агрессивное поведение» сайтов Booking.com и Hotels.com. «Подобные сайты отбирают у нас 20% в качестве комиссии. И, кроме того, им необходимо обеспечить самые низкие цены – я не могу пойти на такое!» – заверяет владелец небольшой сети швейцарских отелей Эрик Фассбинд. Отельеры требуют сделать членов своих ассоциаций более независимыми по отношению к подобным порталам.
Пока решение не найдено, гостиницы кантона Вале, например, хотят запустить свой собственный портал бронирования. А владельцы отелей в Берне и вовсе обещают бойкотировать деятельность подобных сайтов.