Пожалуй, сложно найти современного режиссера, на которого бы не повлияло творчество Федерико Феллини. Вспоминаем самые знаменитые работы итальянского гения.
«Дорога» (1954)
Фильм принес Феллини всемирную славу и «Оскар», а также стал одним из главных в творчестве верной спутницы режиссера – Джульетты Мазины.
Амплуа грустной клоунессы с тех пор будет преследовать актрису.
«Ночи Кабирии» (1957)
Второй «Оскар» и всемирный успех. Фильм про вульгарную уличную проститутку, сумевшую сохранить веру в любовь и добро.
Сцена, в которой Феллини знаменитой улыбкой Мазины прорывает ткань неореализма ранних фильмов, чтобы окончательно погрузиться в мир фантазий и грез, стала одной из самых знаментых в истории кинематографа.
«Сладкая жизнь» (1960)
Самый кассово успешный фильм маэстро. Он стал культовым, был запрещен церковью и породил такое количество трендов, как, пожалуй, ни один фильм в истории.
Чего стоит только одна сцена с Анитой Экберг, купающейся в фонтане Треви.
Героев фильма знают даже те, кто никогда его не смотрел. Так фотограф Папарацци перекочевал в имена нарицательные, а герой Марчелло, растерявший былой лоск, до сих пор бродит по Риму в фильмах Соррентино.
«8 с половиной» (1963)
Один из главных фильмов о муках творчества, мастерская визуализация потока сознания, уже давно к этому моменту отображенному в литературе, но не доступного для кино.
Наверное, поэтому многие культовые режиссеры считают ленту иконой. В частности известно, что это был любимый фильм Феллини у Тарковского.
Марчелло Мастроянни в темных очках окружен толпой выдуманных и реальных женщин, с усилием пытается снять картину, размышление о которой все дальше уносит его от реальности в мир, полный видений и воспоминаний. Пока он окончательно не воспаряет над землей.
Картину разобрали на визуальные цитаты многие режиссеры, а вот Никита Сергеевич Хрущев уснул во время просмотра, на что Феллини обиделся.
На этот раз две премии «Оскар».
«Джульетта и духи» (1965)
Попытка снять женскую версию истории Гвидо (см. «8 с половиной"). Получилась опять та же мужская, авторская точка зрения, но уже того, что творится в женской голове. Многие сейчас за эту картину подозревают режиссёра в сексизме.
«Амаркорд» (1973)
Лента, посвящённая детству и ностальгии, стала одной из вершин в творчестве режиссера, ода родному городу Римини, снятая на знаменитой римской студии «Чинечитта». И снова – «Оскар».
Название «амаркорд» на итальянском диалекте переводится как «я вспоминаю». Сам Феллини отрицал автобиографичность картины, хотя и соглашался, что многие эпизоды действительно напоминают его собственное детство. Да и так ли в сущности важно, была ли на самом деле эротическая сцена с роскошной табачницей или маэстро просто выдумал ее, ведь фантазия настолько блестящая
«Боккаччо 70» (1962)
Та самая четвертинка, Феллини выступил одним из создателей киноальманаха вместе с Висконти, Моничелли и Де Сика. Картина состоит из четырех историй, в каждой из которых один из режиссеров раскрывает непростые взаимоотношения мужчин и женщин. В своей новелле «Искушение доктора Антонио» Феллини позволил себе вдоволь посмеяться над святошами и ханжами, как, впрочем, и делал всю жизнь.