Брюссель: по следам Брейгеля

В 2019 году Фландрия отмечает 450-летие со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. В честь этого события в регионе проводят выставки, танцуют и поют ­– маленький и прекрасный кусочек Бельгии превратился в огромный музей великого художника.

Брейгель – художник для нас, русских, очень близкий. Казалось бы – что может быть общего у огромной России и человека из маленькой Фландрии. Но тоской по дому отдается в душе Хари в «Солярисе» Тарковского именно полотно Брейгеля «Охотники на снегу». Хотя она, создание океана, воплощённая фантазия главного героя, и знать не знает ни охотников, ни снега. Но с появлением картин Брейгеля – с их космическими ракурсами – Хари начинает больше понимать о себе и жизни.

Святая святых

Самое большое собрание работ Брейгеля находится в Вене, где в прошлом году проходила крупнейшая в истории выставка мастера. В родной художнику Фландрии – вторая по величине коллекция. 

(c) visit.brussels - Jean-Paul Remy 

Самое главное место – комната Брейгеля в Королевском музее изящных искусств Брюсселя. Здесь можно увидеть «Падение мятежных ангелов», «Перепись в Вифлееме» и «Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц». Музей также предлагает исследовать творчество гения с помощью цифровых технологий: рассмотреть работы в мельчайших подробностях или даже оказаться внутри картины.

Питер Брейгель Старший родился в первой трети XVI века и стал основателем целой династии: художниками стали два его сына, внук и еще несколько представителей дальней родни. 

К сожалению, Брейгель прожил короткую жизнь, поэтому даже у его сыновей не было возможности получить знания из первых рук. Им, как и сотням других художников, приходилось учиться, в основном, копируя работы мастера. С той лишь разницей, что у сыновей был доступ к оригиналами. Отсюда – множество копий и иногда путаница даже в профессиональных кругах. В зале Королевского музея можно увидеть знаменитое «Падение Икара», долгое время приписываемое самому мастеру. По последним исследованиям, это копия. 

(c) Bowling

Великий побег

Брейгель не читает лекций и не наставляет. Он, как и все великие, далёк от морализаторства и высокомерия. В год написания картины «Страна лентяев» наместник испанской короны герцог Альба во главе небольшой армии вошёл в Нидерланды, где огнём и мечом возвращал еретиков в лоно церкви. Так что о сытом благополучии, изображенном на картине, не может быть и речи, художник насмехается над наивностью работяг, позволяющих забивать себе голову сказками.

Националисты во главе c Мартином Лютером, подогревая простых людей обещаниями кисельных рек и молочных берегов, радели в основном о состоянии своих кошельков. На деле же за милитаристский чад расплачивался народ, которого в период контрреформации без зазрения совести отправляли на бойню именем церкви.

Неудивительно, что сам Брейгель скептично  относился к святошам – стоит хотя бы вспомнить картину «Мизантроп» в Национальной галерее Каподимонте в Неаполе. 

В церкви Богоматери Шапель, месте захоронения художника, решили организовать квест по поиску персонажей картин Брейгеля, что, учитывая чувство юмора художника и всё вышесказанное выглядит более чем уместно. Вам предлагают найти брейгелевский бестиарий, который разбежался по церкви. 

 Парк брейгелевского периода

Героями Брейгеля часто становились его современники. Обстановка и нравы выписаны с такой тщательностью, что можно изучать крестьянский быт XVI века. Это и предлагают сделать организаторы выставки «Мир Брейгеля» в историческом парке Бокрейк. 

Фотогалерея: Bokrijk

Причудливый мир Брейгеля выплеснулся на огромный парк, превратив его в интерактивный музей под открытым небом. Оригиналов картин вы тут не найдёте, зато можно вдоволь полазить, потрогать и даже попробовать на вкус современность великого художника – в местном кафе пекут вафли по старинному рецепту. А еще – поучаствовать в забавах на основе картины Брейгеля «Детские игры» или покататься на велосипеде среди 120 исторических хижин, которые трепетно свозились сюда со всей страны. Кураторы выставки составили маршрут из восьми остановок, последняя из которых сделает вас участником картины «Битва масленицы и поста».

Фотогалерея: Брейгель Кухня Тощих

Однако не обманывайтесь легкой подачей материала – за выставкой стоят годы исследований. На примере гравюр «Кухня тучных» и «Кухня тощих» можно в подробностях разобрать вкусовые пристрастия брейгелевской поры и сравнить их с современными. Любимые нами мидии, например, входили в скудный рацион бедняков, потому считались так себе деликатесом. Овощи и вовсе считались вредными для пищеварения, а в первую очередь, ценились мясные блюда. 

Материалы по теме

Мастер пейзажа

Брейгель был настоящим революционером в жанре пейзажа. Природные красоты он любил ничуть не меньше человека, а, может, и больше. Неизгладимый след в душе художника после поездки в Италию оставили местные красоты, а не знакомство с работами Рафаэля и Микеланджело. С тех пор скалы и горные вершины Альп стали разбавлять равнины родной Фландрии на картинах мастера.

Чтобы полюбоваться пейзажами Брейгеля, нужно выехать из Брюсселя и отправиться за город. Например, в замок Гаасбек, знаменитый первоклассными выставками современного искусства. Из местного парка открывается уникальным вид – как считается, тот самый, что Брейгель запечатлел на картинах.

Еще одно место с брейгелевскими ландшафтами – Иттербек. Там находится церковь Святой Анны с картины «Притча о слепых» и водяная мельница в деревне Синт-Гертрудис-Педе – она изображена на картине «Сорока на виселице».

И церковь, и мельница за 450 лет мало изменились.

Брейгель в ч/б

Одним из ключевых событий года Брейгеля станет выставка в Королевской библиотеке Брюсселя, где хранится полная коллекция рисунков и гравюр художника. Выставка откроется в середине октября и станет, возможно, единственным шансом посмотреть коллекцию библиотеки.

В частности, покажут знаменитую гравюру «Большие рыбы поедают малых», наглядно демонстрирующую острый, как нож в руках рыбака, и беспощадный взгляд мастера на своё время и мироустройство в целом. 

Наивные бедняки на деле становятся пешками в играх власть имущих. Но и те, в свою очередь, тоже жертвы – тех, кто сильнее, или своих собственных пороков. Сама рыба уже на берегу с вспоротым брюхом, из которого вываливаются рыбы помельче.

«Сорока на виселице», музей земли Гессен, Дармштадт

Всё-таки кажется, что Брейгель не теряет надежды. Его вера в крестьянина, которого он обессмертил в своих картинах, неискоренима, как и восхищение его грубоватым юмором и несгибаемым характером. Люди веселятся на картине «Сорока на виселице», несмотря на болтливую птицу, уже сочиняющую донос: танцующие сегодня скоро сами пойдут на виселицу. 

«Безумная Грета», Музей Майер ван дер Берга, Антверпен

Возможно, именно этот дух так близок нам. Униженный и доведённый до отчаяния народ принимает бой и идёт напролом. Безумная Грета среди огня и ужаса несмотря ни на что побеждает смерть. 


Читайте также
Share
1
Комментарии (1)
  1. Богомолов Владимир 11 октября 2019, 09:56

    Очень поверхностное представление о работах Питера. Это не удивительно, смыслы многих работ Питера неочевидны и замаскированы ложными смыслами. Он это делал осознанно.
    "Мизантроп" - это не про святош. Сударь, ну там же есть подпись к картине! Питер прямо рисует мизантропию как таковую, как разочарование в человечестве. Кто понял людей, тот не может не быть мизантропом.
    "Сорока" - это не про доносы и болтливую птицу. Это про то, что человеку ничего не остается перед лицом неизбежной смерти, кроме того, чтобы веселиться. Чем человек в своей жизни и занят всегда как только получается. Это горькая картина.
    "Охотники" - это про то, что нет у человека ничего лучше своего дома. Люди вернулись домой. И счастье их, если оно есть вообще, ждет их только дома.
    "Башни" - настоящий смысл Питер закрыл очень тщательно.
    "Избиение младенцев" - эта картина вообще прикрыта сразу двумя ложными смыслами в которые "искусствоведы" дружно вляпываются навсегда.
    "Несение креста" - не понята практически никем в публикациях и в монографиях. И проч. и проч.
    Питера еще предстоит заново открыть.

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?
Что попробовать на улицах Стамбула?