Дирижеру вручили орден Звезды Италии в степени Великого офицера за выдающийся и постоянный вклад в развитие итало-российских культурных связей.
«Вручая этот орден, Италия хочет выразить признательность маэстро за его вклад в развитие культурных связей между нашими странами, — сказал посол в Москве Паскуале Терраччано на церемонии награждения. — В то время как другие возводят стены между собой, маэстро смело можно назвать строителем мостов между культурами Италии и России».
«Я безмерно благодарен и тронут, — сказал Гергиев на церемонии награждения. — Я уверен, что никакие политические кризисы не изменят отношения между нашими странами».
Петербургская школа
Имя Валерия Гергиева известно по всему миру, а график выступлений расписан на месяцы вперед.
В Ленинградской консерватории Гергиев учился у Ильи Мусина — выдающегося советского дирижера. Уже тогда был заметен талант юного ученика: еще студентом Гергиев выиграл конкурс Герберта фон Караяна в Берлине.
Однако посвятить себя музыке будущий дирижер мечтал не всегда — в детстве карьера футболиста казалась более привлекательной. Тем более в музыкальную школу не принимали якобы из-за отсутствия слуха и чувства ритма.
Но в «музыкалке» уже училась старшая сестра Валерия, и матери будущего дирижера удалось добиться того, чтобы приняли и сына. Конечно, он стал лучшим учеником. Сестра Лариса тоже посвятила себя музыке, став известной пианисткой и оперным дирижером.
Хотя Гергиев родился в Москве, детство и юность провел во Владикавказе. Именно там он поступил в музыкальное училище, окончив которое, переехал в Ленинград.
Мариинка
Мариинский, тогда еще Кировский театр, стал первым местом работы Гергиева. Главным дирижером в 1977-м году был Юрий Темирканов. Затем, в начале восьмидесятых, Гергиев руководил симфоническим оркестром Армении. После того, как Темирканов ушел из Кировского театра в Ленинградскую филармонию, Гергиев занял его пост. В 35 лет он стал руководителем оперной труппы театра, затем, в 96-м — художественным руководителем-директором.
Уже тогда маэстро стал делать тематические музыкальные фестивали, которые впоследствии завоевали мировую известность.
С приходом Гергиева начался новый этап в истории великого театра — этап возрождения. Во многом благодаря Гергиеву театру было возвращено историческое имя — Мариинский. Талантливый дирижер оказался не менее талантливым управленцем.
В Мариинском снова начинает звучать Вагнер: в 97-м — «Парсифаль», в 99-м — «Лоэнгрин». В 2003-м в театре ставят тетралогию «Кольцо нибелунга». Это исполнение становится первым в России на языке оригинала и первым полным исполнением произведения на российском сцене.
У театра появляются новые здания в нескольких городах России и даже собственный лейбл.
Европа
Как приглашенный дирижер Гергиев часто выступает за границей: в Нью-Йорке, Роттердаме, Лондоне. В 2015-м он возглавляет оркестр Мюнхенской филармонии. Сейчас маэстро работает со Всемирным оркестром Мира, оркестрами Берлина, Нью-Йорка, Парижа, Вены, Чикаго, Бостона, Амстердама и Сан-Франциско.
Став руководителем Мариинского театра, Гергиев не просто работает в России. Он старается сделать так, чтобы слушатели по всему миру полюбили русскую музыку.
Международные музыкальные фестивали проходят в Нидерландах, Финляндии и других странах. При этом больше всего маэстро гастролирует по родной стране, а в репертуаре появляется музыка современных российских композиторов.
Гергиев был тем, кто открыл миру талант Анны Нетребко и Марии Гулегиной.
Семья
Валерий Гергиев, осетин по происхождению, родился в большой семье — у него две сестры. В 98-м, на одном из музыкальных конкурсов он познакомился с будущей женой Натальей Дзебисовой, выпускницей Владикавказского музыкального училища. В 2004-м улилищу (ныне колледжу искусств) было присвоено имя Гергиева.
Пышная свадьба состоялась в Осетии, родной и для Валерия, и для Натальи. У пары трое детей: два сына и дочь.Также у Гергиева есть старшая дочь Наталья.