Они выглядят как европейские замки, но найти их можно недалеко от Петербурга. Расспросили создателей фэнтези «Иные», премьера которого состоялась 25 января на Кинопоиске, о местах съемок, которые имитировали европейские локации
История сериала переносит нас в 30-40 годы прошлого века, людей со сверхспособностями вербуют и готовят для особой миссии. Действия разворачиваются в Ленинграде и окрестностях Фрайбурга, где находится школа для одаренных детей под предводительством загадочного Нойманна и его подруги, обольстительной фройляйн Катарины Крюгер.
Роль немецкого сверхчеловека, наделенного даром управления людьми, исполняет австриец Вольфганг Черни, уже давно обосновавшийся в российском кино и наиболее известный по ролям в российских проектах «Собибор» и «Красный призрак», а также «Последний богатырь» Актер приехал сниматься для проекта на «Первом канале» и решил остаться. Несмотря на то, что сам актер за годы сотрудничества выучил русский, для достоверности персонажа все-таки озвучивали – Нойманн говорит по-русски без акцента.
«Когда готовился проект, рассчитывали снимать в Европе, но после февраля 2022 года, когда все варианты с европейскими замками отпали, приняли решение снимать в России. На Санкт-Петербурге остановились как на месте с доступными историческими объектами, похожими на европейские локации», – говорит художник-постановщик Александр Арефьев.
Одну из главных локаций, замок Нойманна, как это часто бывает в кино, изобразили сразу несколько строений. Экстерьер замка, как и горы вокруг, дорисовывали с помощью компьютерной графики. Для съемок использовали двор дворцовых конюшен Бенуа в Петергофе, построенный в середине XIX века, при этом историческому комплексу, конечно, нельзя было никак навредить. Тем сложнее было возвести внутри конюшен многофункциональный зал, где по сюжету занимаются и спят подопечные Нойманна. На стены и к потолку художники из съемочной команды ничего не крепили, все конструкции были самонесущие.
Интерьеры замка собрали, как пазл. Часть сцен снимали в Доме Архитекторов (особняке Половцева) в Петербурге. Лестницу замка снимали в знаменитой Академии Штиглица. Можно даже полюбоваться копией большого фриза Пергамского алтаря Зевса, пока камера оператора Михаила Дементьева медленно скользит по монументальным скульптурам, которые украшают галерею.
Интерьеры столовой, гостиной и кабинета замка изображает особняк Кельха в Санкт-Петербурге. Готические интерьеры придали тревожное настроение происходящему. Здание было построено в конце XIX века. Известно, архитекторам поступило сложное задание от заказчицы Варвары Кельх, внучки крупного сибирского золотопромышленника: дом должен напоминать замок, но быть необычным, «чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало».
Сцену купания Анны снимали в Дворце Великого князя Владимира Александровича, младшего брата императора Александра III. За рустированным фасадом, возведенным в духе флорентийского палаццо, скрыты интерьеры в самых разных стилях. Здание готовили к бракосочетанию великого князя с принцессой Мекленбург-Шверинской.
Мавританский будуар, где принимает ванну героиня, говорит об эксцентричном вкусе владельцев и придает всему сказочную ноту. Во дворце также находится спальня героини и библиотека. В здании функционирует Дом учёных им. М. Горького, куда можно попасть с экскурсией.
Также в кадре легко узнать интерьеры с красивыми ромбовидными витражами особняка Паскевича. Именно там снимают сцену, в которой дети готовятся к балу и составляют букеты.
Пусть вас не вводит в заблуждение вывеска на немецком языке: дом Нойманна тоже находится недалеко от Санкт-Петербурга. Это дача Великого Князя Бориса Владимировича, не раз мелькавшая в отечественных постановках британской литературы: от приключений Шерлока Холмса до «Женщины в белом». Интересно, что усадьба в стиле модерн была возведена лондонской фирмой под руководством архитекторов Шернборна и Скотта. В то время в столице господствовала неоготика, и здание в духе традиционного британского коттеджа стало отправной точкой для новых принципов загородного строительства.
По сюжету, когда Нойманн прибывает в Россию, его встречают в Кронштадте, там же можно найти и подземные коридоры, по которым проводит Анну профессор Ильинский.
Красивая сцена, где Анна наконец дает волю своей силе, снята на старой финской ГЭС, там же маленького Нойманна забрасывают камнями злые мальчишки.
«Мне кажется, у нас получилось собрать образ фантазийного немецкого замка. Мы всегда стремимся к достоверности, но так как это фэнтази, имеет место и некая условность, и, конечно находятся вещи, которых в реальности быть не может», – делится впечатлениями Александр Арефьев.
Художник по костюмам Варвара Авдюшко также подчеркивает, что в сериале совсем не стояла задача по буквам воспроизводить 30-е годы прошлого века: «В этом жанре мы могли позволить себе вольно обходиться с материалом, но так, чтобы было понятно, в каком периоде мы находимся. Я разрабатывала костюмы, основываясь на стиле того времени: выкройках, костюмах героев комиксов, нарядах голливудских див. Костюм Нойманна шили трансформируя так, чтобы подчеркнуть его образ супергероя: сделали пальто чуть шире в плечах и длиннее. Мы стремились не к исторической реконструкции, а создать интересные узнаваемые характеры».