История большого немецкого обмана

Громкий скандал вокруг крупнейшего автоконцерна приковывает внимание мировых СМИ уже неделю. Оказалось, что в бортовых компьютерах машин, произведенных Volkswagen AG, использовались программы для искажения результатов теста на экологичность. Компания продала миллионы машин в США и Европе, что теперь грозит большими проблемами для нее и всей немецкой экономики.

Один из флагманов немецкой экономики, автоконцерн Volkswagen AG, которому принадлежат, в числе прочих, компании Audi, Porsche, Bugatti и Lamborghini, оказался в центре внимания СМИ после того, как EPA, американское агентство по охране окружающей среды, обнаружило на бортовых компьютерах некоторых моделей машин, произведённых концерном, подозрительное программное обеспечение.

С помощью него бортовой компьютер автомобиля определял, находится машина на дороге или в тестовых условиях, и, при необходимости, снижал показатели вредных веществ в выхлопе до допустимой нормы. В ходе обычной эксплуатации, однако, концентрация вредоносных газов, выделяемых «экологичными» дизельными двигателями, превышала стандарты во много раз.

За громким разоблачением последовал астрономический счёт, выставленный компании: за почти полмиллиона проданных с нарушениями машин Volkswagen AG придётся заплатить до 18 млрд долларов США.

Но худшие времена для автоконцерна ещё впереди: европейские экспертизы показали, что нарушения затрагивают примерно 11 млн автомобилей, большая часть которых продана или продаётся на территории ЕС. Точный подсчёт объёмов нарушений ещё ведётся, но уже сейчас ясно, что одним лишь американским штрафом VW не отделаться. 

Как только о дизельной афере стало известно, руководство компании-гиганта начало попытки сохранить лицо перед потребителями и партнёрами: глава американского отделения официально признал вину Volkswagen AG и пообещал оказывать максимальную поддержку расследованию мошеннической деятельности.

Впрочем, никакие имиджевые ходы уже не способны спасти репутацию предприятия: его акции за неделю упали почти на 40% (а это миллиарды евро), генеральный директор ушёл в отставку, а в ходе расследования становятся известны всё новые и новые подробности грандиозного обмана, и сложно представить, чем в итоге обернётся для VW эта запутанная история.

По оценкам СМИ, кризисный бюджет в размере 6,5 млрд евро, выделенный компанией на расходы, связанные со скандалом, покроет лишь незначительную часть того, что придётся потратить VW на штрафы, компенсации и глобальную программу переоборудования, разработать которую от концерна требуют немецкие власти.

Скандал обратил общественное внимание на проблему, уже давно занимающую различные организации по защите природы – проблему дизельных двигателей. Автомобиль с таким двигателем считается менее вредным для экологии, поскольку выбрасывает гораздо меньше углекислого газа.

Однако в то же время дизельный выхлоп содержит большое количество вредоносных оксидов азота – куда больше, чем у обыкновенного бензинового двигателя. В свете последних событий дизельные автомобили могут стать непопулярными у населения – некоторые эксперты даже предрекают полное исчезновение дизеля из производства и продажи.

Другим важным вопросом здесь является то, что удар по имиджу крупнейшей немецкой компании  – это удар и по немецкому автопрому вообще. Стереотипы о «немецком качестве», о порядке и дисциплине, царящих на немецких предприятиях, плохо увязываются с тем фактом, что крупнейшая автокомпания ФРГ все последние годы проворачивала многомиллиардную аферу.

Спрос на автомобили Volkswagen ожидаемо упадёт, но их конкурентам не стоит преждевременно радоваться – новые тесты, которые в данный момент разрабатывают в США и Европе, коснутся автомобилей различных марок, и будут предельно беспристрастны – об этом на прошлой неделе объявил германский министр транспорта и цифровой инфраструктуры Александр Дорбиндт.

Как отразится провал крупнейшего автоконцерна на экономике Германии – вопрос дискуссионный. С одной стороны, мошенничество Volkswagen дискредитирует немецкую продукцию в целом, что даёт некоторым аналитикам повод для сомнений в будущей стабильности экономики ФРГ.

Большинство комментаторов, однако, считает, что причин для паники нет, и ущерб репутации немецкой продукции удастся возместить, восстановив пошатнувшийся авторитет. Кое-кто даже полагает, что, несмотря на временные трудности, скандал будет иметь однозначно положительные последствия для Европы и всего мира – более строгое следование стандартам автопромышленности может снизить вред, который автомобилисты наносят окружающей среде.

Если кто-то однозначно может радоваться уже сейчас, то это компании, выпускающие электромобили и гибриды – чем больше проблем возникает у бензиновых и дизельных гигантов, тем больший спрос на рынке будет у машин с более «чистыми» источниками энергии.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?