Колизей
Photo by Irene Ortiz on Unsplash

Колизей

Рассказываем о символе Рима, уникальном памятнике архитектуры, который побывал местом кровавых схваток и складом овощей.

Колизей – знаменитый древний амфитеатр, расположен в самом центре столицы Италии. Такой большой арены еще не строили в истории человечества. В этом месте проводили разные бои, постановочные сражения, звериные травли, показательные казни под ликование толпы. Величайшее сооружение античности строилось несколько лет, примерно с 72 по 80 годы династией императоров Флавиев.  

История строительства Колизея

После смерти тирана Нерона трон занял основатель династии Флавиев, начальник войска Тит Флавий Веспасиан. По его приказу был разрушен дворец предыдущего правителя. На его месте заложили фундамент будущего Колизея. Главное назначение амфитеатра – развлечение достойных римлян. Цель строительства заключалась в успокоении бунтующего народа. Император хотел показать, что новая династия о них заботится и не позволит себе тиранию.

Строительство Колизея стартовало в 72 году н.э., заняло более 8 лет. В нем были заняты более 100 тысяч военнопленных и рабов. Они были специально доставлены из Иудеи. Руководили масштабной стройкой профессиональные инженеры, архитекторы, скульпторы. Здание должно было принять помпезный и величественный вид. Несмотря на то, что стройка продвигалась стремительно, возведение проходило при правлении трех императоров.

После смерти Веспасиана строительство продолжил его старший сын Тит. Достраивать Колизей пришлось младшему сыну Домициану. Молодой император пристроил к амфитеатру еще один ярус. Там были только стоячие места, предназначенные для рабов и бедняков. Высокая скорость работ не отразилась на качестве строительства. Одна из самых известных достопримечательностей в мире активно использовалась больше 500 лет, и до сих пор неплохо сохранилась.

Разрушения Колизея начались после падения Римской империи. Флавиев амфитеатр стали использовать не по назначению, а для нужд торговцев и ремесленников. Тут начали появляться мастерские, обустроили овощехранилища. Помещения были приспособлены под торговые лавки, производственные суконные фабрики. Станки для работы наемников находились прямо на арене, а жили они на верхних ярусах сооружения.

Грандиозное сооружение пережило пожар и три землетрясения. Тут была организована каменоломня и мусорная свалка. Камень, добытый из амфитеатра, уходил на строительство церквей. Из мрамора и травертина также возводили мосты, канцелярию Римского Папы, дома местной знати. В одно время Колизей даже превратился в феодальный замок. Господствовала в нем могущественная семья римлян Франджипани.

Спасением для Колизея был приход Бенедикта XIV. Папа освятил древний амфитеатр, почтил память христиан, на долю которых выпала мученическая смерть на его арене. По приказу Папы на одной из стен выбили большой крест, в центре арены поставили алтарь. Реставрационные работы начались в XVIII веке и проходили 8 лет. Это ровно столько же по времени, сколько заняло возведение Колизея.

Современный Колизей – памятник ЮНЕСКО и одно из семи чудес света по новому голосованию 2007 года. Так посчитали 90 миллионов человек.

В 2013 году началась полномасштабная реставрация достопримечательности. Внутренние ходы и комнаты очистили и обустроили, потратив на работы 25 млн. евро. Реставрация арены обошлась еще в 20 млн. евро.

Описание Колизея

Знаменитый Колизей построен в форме замкнутой кривой (эллипса) в три этажа. Высота фундамента – 13 метров, высота стен – 50 метров. Одновременно прибывать в амфитеатре могли до 50 тысяч зрителей. Древние историки говорят о возможных 70 тысячах. Арена окружена трибунами со всех сторон, протяженность ее внутреннего вытянутого края составляла 86 метров, ширина – 54 метра. Протяженность наружного эллипса была более 520 метров.

Стены арены были сделаны из известняка, мраморных, каменных блоков. Стройматериалы доставляли из Тиволи. Изнутри стены отделывали туфом и кирпичом. Для соединения блоков использовали тяжелые стальные тросы. Инженерная идея была гениальной и простой одновременно. Прочная каркасная конструкция представляла собой пересекающиеся радиальные и концентрические стены.    

Римский Колизей строился с использованием технологии, которую применяют до сих пор при возведении спортивных стадионов и арен. Архитекторы предусмотрели 80 входов и выходов, через которые Флавиев амфитеатр заполнялся людьми полностью всего за 15 минут. Покинуть Колизей можно было за 5 минут. Знатные люди для входа использовали только четыре входа, которые находились на уровне земли. Остальные зрители заходили через  76 подземных ходов, расположенные под арками.   

Зрительные ряды располагались по всей окружности арены. Простые люди сидели на каменных скамейках. Места на самом нижнем ряду занимал император и члены его семьи, сенаторы, жрицы богини Весты и прочие почетные граждане. От арены их отделял высокий парапет. Такой прием гарантировал полную безопасность при проведении любых кровавых действ. Следующие три этажа занимали зрители попроще.  

Первый этаж состоял из 20 рядов. Там сидели представители местной власти и эквиты (всадники), одно из привилегированных сословий в Риме. На втором ярусе, на 16 рядах, располагались только римские граждане. Третий этаж был отделен высокой стеной. Его занимали нищие римляне. Для лучшего обзора поверхность 3 яруса была полностью вертикальной. Самую высокую ярус занимали люди, чья задача была во время непогоды натягивать над головами зрителей огромный тент.

В амфитеатре был подземный этаж, на котором находились клетки диких животных, комнаты гладиаторов, помещения для раненых и склад трупов. Участников битв на арену поднимали подъемные механизмы. Животные попадали на арену через скрытые люки, чаще всего неожиданно. У победителя арены был шанс стать свободным человеком. Это решение принимал император при поддержке зрителей. Гладиатор навсегда освобождался от сражений.

Утром на арене проходили бои с животными. Специально экипированные и обученные бестиарии дрались на смерть с носорогами, львами, крокодилами, слонами и прочими представителями дикими животными. Вечером наступало время боев гладиаторов. Готовили воинов арены тщательно в специальных тренировочных лудусах. Выходили участники через «Ворота Триумфа», тела погибших уносили через «Ворота Либитины».   

Где находится Колизей

Узнаваемая достопримечательность Италии находится в центре исторического Рима. Амфитеатр расположен в долине между тремя холмами: Палатинским, Целиевским, Эсквилинским. «Колизей» переводится с латыни – колоссальный, громадный. Точный адрес самой уникальной постройки - Piazza del Colosseo, 1. Мимо грандиозного памятника античности трудно пройти.

Итальянская достопримечательность находится в шаговой доступности от вокзала Термини, рядом с Форумом и аркой Константина. Пешая прогулка от вокзала не займет больше 15 минут. Двигаться следует прямо по улице Via Cavour, не сворачивая. От этого же вокзала идет метро, выйти надо на станции Colosseo. Есть и  трамвайная линия, наземный электрический вагон № 3 довезет практически ко входу достопримечательности.

Добраться к амфитеатру легко можно из любой точки Рима. К Колизею ведут многие автобусные маршруты с остановкой прямо у входа в старинное сооружение. Подойдут маршруты 870, 175, 117, 85, 75. Доехать до Колизея можно на арендованном автомобиле. Рядом с достопримечательностью есть платная парковка. Но стоит учитывать загруженность туристического района, возможно, парковочное место поблизости не удастся найти.

Многие путеводители по Риму советуют добираться до Колизея только пешком, особенно туристам, остановившимся в центральной части города. Столица Италии не зря носит название – «музей под открытым небом». В вечернее время арена Флавиева благодаря подсветке особенно красива. Интересно, что подсветка арены стала символом протеста против смертной казни. Когда в какой-нибудь стране отменяют смертную казнь, белые огни сменяются золотыми.

Photo by Moritz Kindler on Unsplash

Что нужно знать туристу при посещении Колизея

Увидеть символ Рима ежегодно стремятся миллионы туристов, поэтому у входа постоянно скапливается очередь. Колизей, Палантин и Форум имеют общий билет. Поэтому приобретая пропуск на не особо популярный Форум, можно свободно посетить античную арену, которая находится рядом. Стоимость билета – от 12 евро, он действителен всего 2 дня с учетом посещения каждой достопримечательности не больше одного раза.

Чтобы не стоять в очереди, билет можно купить заранее на официальном сайте. Пропуск также будет комплексным. Минусы электронного способа – необходимость указать точную дату посещения, комиссия, обязательная распечатка бумажного варианта. Такой пропуск надо будет обменять на месте у входа на стандартный билет. В дополнение можно заказать аудио или видеогид. Турист получит айпад с записанными роликами.

Амфитеатр открыт только днем. График работы – с 9.00 до 19.00 в летнее время и с 9.00 до 16.00 зимой. Попасть в Колизей не удастся 25 декабря и 1 января. Стоимость билета – от 12 евро. Для школьников, студентов, пенсионеров действуют скидки. Рассчитывать на снижение цены за проход можно, при предъявлении соответствующих документов. На все ярусы туристов не пускают. Недоступны для просмотра также подземные помещения.

Решив посетить Колизей, турист должен быть готов к долгим пешим переходам по неровным склонам, крутым ступеням. Обувь должна быть максимально удобной, на устойчивой подошве. Осмотр достопримечательности может занять не один час, поэтому стоит позаботиться о питьевой воде и еде. Туалеты и фонтанчики с чистой водой находятся далеко от входа, на другой стороне. К ним еще надо добраться.

Территорию возле арены оккупировали уличные торговцы. Цены на сувенирную продукцию сильно завышены, поэтому от покупок лучше воздержаться. Рядом с Колизеем можно сделать постановочное фото с гладиаторами. Выбирая время посещения, следует учитывать факт, что сооружение не имеет крыши. Дождь и палящее солнце могут помешать насладиться красотой античной достопримечательности.

Интересные факты о Колизее

В честь открытия Колизея устроили грандиозное празднование, которое длилось 100 дней. Его организовали по приказу Тита Флавия Веспасиана. За это время были лишены жизни 20 тысяч человек и 50 тысяч животных. Гладиаторов тщательно отбирали и обучали мастерству боя. На арену мог выйти человек старше 17 лет. Средняя продолжительность жизни римского воина – 5 лет после начала сражений. Более 80% гладиаторов погибали в первых 10 боях.

Арену несколько раз заполняли водой и использовали для проведения Навмахии. Морские сражения – дорогостоящие удовольствия, требующие больше ресурсов, чем простые сражения. В заполненном водой Колизее плавали всевозможные военные суда и водоплавающие животные. Инсценировали битвы с чудовищами. Все постановочные бои были приурочены к определенному празднику, победам императора. Темой обычно было важное историческое событие.

В момент разрушения Римской империи стал приходить в запустение и Колизей. Кровавые бои начали терять зрелищность в 5 веке н. э. На строение оказали существенное влияние землетрясения, удары молнии и прочие природные явления. Сами граждане Рима пытались растащить нынешний символ Италии буквально по кирпичу. Решение восстановить и сохранить Колизей было принято в XVII веке католической церковью.

Колизей не использовался по назначению несколько веков. За это время все подземелье заполнилось грязью. Особо предприимчивые граждане Рима выращивали и хранили там овощи, использовали подземные комнаты для личных нужд. Верхние ярусы занимали кузнецы и торговцы. Римский папа Сикст V хотел сделать из арены суконную фабрику, с постоянным проживанием на ней работников, но умер раньше, чем сумел осуществить свой план.

Официальное название Колизея – Амфитеатр Флавиев. Имя сооружение получило в честь династии императоров, которые были заняты его строительством. Распространенное название «Колизей» происходит от «Colosaeus», что связывает его со статуей Колосса Родосского, установленной в Золотом Дворце Нерона. Разрушая Золотой Дом тирана, император Веспесиан не тронул бронзовую статую, только дополнил голову солнечной короной.   

Пережив все невзгоды, амфитеатр Флавиев стал символом Рима, самым популярным туристическим объектом Италии. Обширные программы боев и поединков сменились мирными протестами против смертной казни.

Стоит отметить, что первые недовольные жестокими представлениями появились в V веке. Но зрителям так полюбилась арена, что они не раз забивали камнями особенно активных протестантов. Высказываясь против кровопролития, подобную смерть принял монах Телемах.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?