В первую очередь художники становятся музами дизайнеров. Один из самых ярких проектов прошлого года – кампания Louis Vuitton, давно известная своей страстью к сотрудничеству с арт-кругами (их сумки с «монограммой» от японца Такеши Мураками давно покорили и мир люкса, и прилавки бесконечных подделок). Так художница и режиссер Сэм Тэйлор-Вуд стала героиней серии короткометражек Double Exposure («Двойная экспозиция»). Каждая из серии короткометражек рассказывает о людях из разных сфер творчества – непременно бунтарей или авангардистов – которые рассказывают о своей жизни, пока их снимают на старинную камеру XIX века.
Таким образом, Louis Vuitton пытаются вернуть нас в мир неторопливый и ленный. Короткометражки показывали «знатокам» в лондонском пристанище марки на Бонд Стрит, и те усмотрели в видео влияния и Энди Уорхола, и Фрэнсиса Бэкона, и даже Velvet Underground.
Впрочем, они и в этом году «не подкачали» и завязали тесные арт-отношения с японской художницей Яеи Кусама: благодаря им снова в моде почти агрессивный полка-дот. Художнице, кстати, 83 года, а творческая энергия изливается лавой. Возможно, это связано с тем, что она уже более 30 лет добровольно живет в психиатрической лечебнице и вдохновляется собственными галлюцинациями.
Из ближайших мощных «премьер» (в 2013 году) – арт-комплекс от Prada в Милане Prada Foundation HQ, к созданию которого привлекли голландского архитектора Рема Колхаса, который в 2009 уже работал для бренда, спроектировав павильон-трансформер в Сеуле.
Масштабы поражают, но по сути мода всегда заигрывала с искусством и черпала в нем вдохновение. Еще в 20-е годы Эльза Скьяпарелли работала с Дали, YSL в 60-е «пропускал через себя» работы Пикассо и Мондриана. Сегодня же наступил настоящий бум.
В апреле 2011 года Dior привез выставку в Пушкинский музей – наряды марки, созданные за последние 54 года, заняли достойное место среди «подлинного» искусства и сами стали искусством. Chanel №5 тоже перестали быть просто духами: в середине 90-ых над флаконами потрудился неугомонный Энди Уорхол, и с прилавков Harrods «волшебный эликсир» просто смели.
Затем подобную инициативу повторили и другие марки: над дизайном флакона Narciso Rodriguez работал британец Росс Лавгроу, над духами Guerlain – француз Ора Ито, заказчиками которого являются такие марки как L’Oreal, BIC, Levi’s, Apple, Toyota, Davidoff, Danone.
Особенно же плодотворно подобное сотрудничество в области ювелирного дела: например, галерея Louisa Guinness давно работает с ведущими художниками, скульпторами и дизайнерами, привлекая к созданию ювелирных украшений таких мэтров как Аниш Капур, Динос Чепмен или вдохновителя Дэмиена Херста Майкл Крейг-Мартин. Благодаря искусству, работы дизайнеров становятся редкостью, диковинкой и желаемой вещью.
К тому же, благодаря подобным коллаборациям у нас появляется дополнительная возможность разузнать что-то о новых художниках. Lacoste, например, открыл миру Ли Ксиофенг – художника, создавшего для бренда коллекцию из фарфора. Все наряды кропотливо собраны из черепков разбитой фарфоровой посуды и собственноручно расписаны.
А Louis Vuitton в свою очередь ведут проект Louis Vuitton Young Arts Project, в рамках которого художники из Лондона в течение трех лет получают поддержку и возможность «влиться» в арт-мир. В результате – одежду арт-сознательного бренда любят и носят, а довольные художники самовыражаются как могут. Довольны все. А это бывает не так часто.