Павловский дворец
Никонико962 / https://commons.wikimedia.org/

Павловский дворец

Павловский дворец — уникальное по своей красоте сооружение, бывшее когда-то резиденцией императора Павла I. Величественный дворец расположился недалеко от Царского Села, на небольшой возвышенности, поэтому его прекрасно видно с любой точки города. К созданию жемчужины архитектуры мировой величины причастны многие талантливые мастера, среди которых Джакомо Кваренги и Карло Росси.

История Павловского дворца

Обширные охотничьи угодья, расположенные в 37 км от Санкт-Петербурга, послужили своеобразным откупом императрицы Екатерины Великой от нелюбимого ею сына Павла I и его супруги Марии Фёдоровны в благодарность за появление на свет наследника династии Александра. Это произошло в 1777 году. На полученных в подарок землях даже не существовало поселения, оно появилось с началом строительства дворца.

В селе Павловское для будущих хозяев усадьбы были возведены два небольших дома, которые были названы «Павлова утеха» и «Мариина долина». Подготовительные работы шли по проекту, разработанному архитектором из Шотландии Чарльзом Камероном. Помимо создания великолепного здания, в планах было разбить вокруг него большой парк в английском стиле, с павильонами, прудами и беседками.

В 1782 году, когда был заложен первый камень, супруги путешествовали по странам Европы, используя псевдоним графов Северных. Во время поездки они приобрели для будущего семейного гнёздышка произведения искусства, предметы быта и коллекцию изящного фарфора. Когда строительство было завершено, Павел подарил новую усадьбу своей супруге, со временем Павловский дворец официально стал императорской резиденцией.

Когда Павел I был убит, дворцом распоряжалась его вдова, после смерти которой дворец достался в наследство младшему брату Николая I Михаилу, а через 20 с лишним лет владельцем резиденции стал сын Николая I — Константин. В 1872 году здесь был открыт доступ к библиотеке и музею древностей для широкого круга великосветской знати, а на площади у дворца установили памятник Павлу I.

Последние годы резиденцией владел внук Николая I — Иван Константинович. После революции во дворце открыли общедоступный музей. В 1930-х годах отдельные ценности были проданы в заграничные коллекции, когда потребовалось профинансировать советскую промышленность. В 1942 году сотрудникам дворца удалось эвакуировать около половины уникальных экспонатов до того, как началась оккупация.

Гитлеровцы организовали в помещениях дворца госпиталь, военные казармы, гестапо. Редкие породы парковых деревьев шли на дрова. В 1944 году, отступая, фашисты подожгли уникальный комплекс. Здание сгорело до самого остова. Вскоре начались восстановительные работы, руководила которыми директор А. Зеленова. В 1957 году для посетителей были доступны пять залов, реставрация велась до 1978 года.

Особенности архитектуры Павловского дворца

По указанию Павла I архитектор Ч. Камерон возводил Павловский дворец абсолютно непохожим на привычные резиденции времен Екатерины, которые источали холод. Он совершенно не хотел, чтобы бесконечно длинные анфилады многочисленных залов давили на обитателей резиденции своим чрезмерным блеском и великолепием. Помещения должны быть удобными и уютными, идеально симметричными.

Мастер задумал построить Павловский дворец в виде трёхэтажной усадьбы, выполненной в классическом палладианском стиле, увенчанной куполом. К ней были пристроены две открытые галереи полуциркульной формы и несколько флигелей, предназначенных для служебного пользования. Фронтон главного здания украшен четырьмя парами изящных колонн, расположившимися на уровне второго и третьего этажей.

Удачно дополняет декор главного фасада ажурный лепной фриз, украшенный листьями аканта, который опоясывает дворец со всех сторон. Над парадным входом расположились три медальона круглой формы в виде барельефов, изображающих своеобразную аллегорию Архитектуры, Искусства и Живописи. Весь центральный фасад оформлен ручной лепниной, гербами и вензелями, трофеями и римскими доспехами.

Выступ фасада выполнен в виде портика, который украсили шесть колонн. Купол, венчающий крышу, поддерживают 64 колонны. Чтобы обозначить величие дворца, в 1796 году архитектор Бренна прибавил высоты уже отстроенным флигелям и открытым галереям. К ним были пристроены дополнительные корпуса закруглённой формы и небольшая уютная домовая церковь.

В конечном итоге центральный фасад дворца стал практически полным кругом, который был разомкнут в месте, предназначенном для парадного въезда карет. Полностью были изменены назначения для некоторых помещений внутри здания. После пожара, произошедшего в 1803 году, работы продолжил архитектор А. Воронихин. Строительство велось целых 50 лет, однако первоначальную идею классического стиля удалось сохранить.

Залы и интерьеры Павловского дворца

Роскошные внутренние интерьеры залов дворца напрямую противопоставлены наружной строгости здания. Шикарная внутренняя отделка подбиралась очень тщательно, поражает взгляд обилие настоящих шедевров мирового искусства. На первом этаже здания расположились служебные и жилые помещения, под парадные залы, в которых проводились торжественные приёмы, был отведён весь второй этаж.

Танцевальный зал расположился в угловой части первого этажа, использовался он для проведения маленьких семейных праздников. Стены зала украшает фриз, выполненный в виде ажурной позолоченной лепнины, которая смотрится изысканно на фоне розово-голубых стен, украшенных прекрасными полотнами художника Г. Робера. На камине находятся изящные фигурки из бронзы от французских мастеров.

Стены в Старой гостиной отделаны зелёной тафтой, прекрасно оттеняющей мебельный гарнитур, изготовленный в стиле Людовика VI из позолоченного дерева. Шёлковая обивка кресел и диванов, отделанная вышивкой, заказывалась во Франции. Рядом расположился открытый ломберный столик с фишками из перламутра, потолок венчает бронзовая люстра с украшениями из хрусталя, выполненная талантливыми мастерами из Петербурга.

Бильярдный зал перекрыт невесомым сводом в виде сферы, украшенным уникальной лепниной. Стены разделены на прямоугольники с помощью лепных тяг, сверху расположен широкий фриз с орнаментом. В комнате находится мебель, выполненная из красного дерева, стол, украшенный позолоченной бронзой. Здесь находятся клавикорды с перламутровыми клавишами, помещённые в корпус из наборного дерева, в центре стоит бильярдный стол.

Белая столовая стала самым просторным помещением на первом этаже. Через большие стеклянные двери отсюда можно попасть на крыльцо, с которого открывается чудесный вид на реку Славянку. Простенки украшены живописными рисунками, изображающими местный парк. В углах помещения установлены четыре вазы из мрамора, на которых изображены персонажи из мифологии. Уникальные светильники, выполненные из молочного стекла, развешаны над камином.

Кабинет «Фонарик» — творение архитектора Воронихина, который заменил наружную стену фонариком полукруглой формы, выходящим в сад. Белая мраморная полуротонда визуально увеличила высоту помещения, её поддерживают две кариатиды. Стены с зеленоватым оттенком перекликаются с природной зеленью сада. Императрица собрала здесь редкую коллекцию картин европейских мастеров.

Египетский вестибюль выглядит в виде небольшого помещения, все стены которого окрашены в цвет пудожского камня и декорированы барельефами и лепными карнизами. Вестибюль украшают 12 статуй, изображающих изваяния из Древнего Египта. Они будто выступают из стен, каждая фигура призвана олицетворять определённый месяц. Подножие украшает декор, изображающий быт людей в соответствующий период.

Итальянской зал — поистине роскошное помещение, расположенное на втором этаже. Стены его отделаны искусственным розовым мрамором, под потолком расположился живописный фонарь. Освещается помещение с помощью большого проёма, сделанного в куполе. Люстра в зале является самой красивой во всём дворце. Здесь находится небольшая коллекция античных скульптур, выполненных из мрамора.

Тронный зал имеет площадь 400 м², по углам его расположились ниши с красивыми печами. Здесь устроены арочные окна огромных размеров, которые поддерживаются кариатидами. Парадная опочивальня отделана белым шёлком, на ткани изображены перевитые лентами красивые букеты цветов. Потолок сделан в виде увитой цветами беседки. Здесь же расположен красивый мраморный камин, украшенный вставками из цветного стекла.

Режим работы и экспозиции Павловского дворца

Сегодня для посетителей дворца открыты три этажа, где расположены уникальные коллекции живописи, скульптур, редких книг, мебели, экспонатов декоративно-прикладного искусства. Современный фонд Павловского дворца насчитывает около 60 тысяч различных экспонатов. Кроме постоянно действующих экспозиций, туристам предлагаются разнообразные выставки, приуроченные к памятным датам и юбилеям.

Любителей истории заинтересуют интерьеры жилья в русских усадьбах, разнообразие женских увлечений в XVIII и XIX веках. Экскурсоводы расскажут о возрождении музея в послевоенное время. Здесь можно осмотреть уникальную выставку фарфора от мастеров Императорского фарфорового завода, коллекцию изделий, выполненных из декоративных камней специалистами Екатеринбургской гранильной фабрики.

Павловский дворец открыт для посещений в любой день, не считая понедельника, с 10.00 до 18.00. Вход на территорию парка бесплатный с 7.00 до 19.00. В выходные дни и праздники можно пройти бесплатно с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 19.00. Билеты можно приобрести онлайн на официальном сайте или в кассах дворца, которые начинают работу в 10.00. Действуют правила посещения, соблюдать эти условия обязан каждый турист.

Государственный дворцово-парковый ансамбль расположен по адресу: г. Павловск, ул. Садовая, д. 20. Добраться сюда удобнее всего на электричках, которые отходят с платформы «Купчино» и с Витебского вокзала, выходить нужно после остановки «Царское Село». От станций метро «Звёздная», «Купчино» и «Московская» отправляются автобусы и маршрутки, которые довезут непосредственно до места.

Некоторые маршруты останавливаются возле вокзала, от него можно доехать местным автобусным маршрутом или отправиться прогуляться пешком, дорога займёт не более 15 минут. На автомобиле можно доехать по Витебскому проспекту, проезжая Пушкин. Можно отправиться по Московскому шоссе, время в пути составит примерно 40 минут. Возле дворцового комплекса находится удобная парковка.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?