Многие из европейских вин, безотносительно к названиям производителей, давно уже сами по себе стали брэндами. Мы привыкли к тому, что понятие «французское вино», так же, как и «французский парфюм», у россиян устойчиво ассоциируется с прекрасным качеством и эталоном хорошего вкуса.
Действительно, как показывает новый Индекс EUROMAG, о французских винах пишут очень охотно и много – больше, чем об их ближайших конкурентах – итальянцах или испанцах. Кстати говоря, на долю Франции, Италии и Испании – главных фаворитов статистики – приходится почти две трети всех интернет-публикаций, затрагивающих тему европейских вин. Возможно, это объясняется активностью российских дистрибьюторов популярных западно-европейских винных марок, которые стараются регулярно публиковать информацию о них в СМИ и интернете, что видно из таблицы 1.
Однако, интернет-статистика фиксирует любое упоминание о вине той или иной страны в любом контексте. А вот в колонке 3 таблицы 1 приведена статистика по сотням тысяч статей практически во всех российских печатных СМИ (фонд интернет-библиотеки Public.Ru). Общая картина во многом совпадает, за исключением общего количества публикаций, что вполне объяснимо – в фонды библиотеки не попадает реклама, да и фонды любой библиотеки заведомо меньше публикаций в интернет-пространстве. Но доля публикаций о винах Франции, Италии и Испании даже выше, чем в Интернете, и составляет более 70%. Остальные страны-производители вина интересуют авторов публикаций намного меньше. Особенно это относится к традиционной прессе, которая почти полностью обходит вниманием вина Балканского полуострова, а также остающиеся экзотикой для россиян вина Австрии и Швейцарии.
Как показывает Индекс EUROMAG, в интернете достаточно много пишут о винах Болгарии, Венгрии и Греции, что объясняется весьма просто – эти вина поставлялись в большом количестве еще с советских времен. А вот четвертая позиция упоминаемости вин Германии удивляет, так же, как интернет-статистика вин Австрии и Швейцарии: австрийские и швейцарские вина занимают достойные места в середине таблицы. Это может свидетельствовать о росте популярности этих стран как туристических направлений, в связи с которыми авторы публикаций и интернет-пользователи интересуются местной кухней и традиционными напитками.
Таблица 1. Количество публикаций в Интернете и печатных российских СМИ о винах европейских стран (за период 01.01.2011 – 31.01.2012).
Страна |
Общее количество публикаций в Интернете* |
Количество публикаций в российской прессе** |
1 |
2 |
3 |
Франция |
778 000 |
1 303 |
Италия |
565 000 |
640 |
Испания |
401 000 |
349 |
Германия |
270 000 |
197 |
Болгария |
151 000 |
128 |
Венгрия |
149 000 |
67 |
Греция |
128 000 |
103 |
Португалия |
93000 |
58 |
Австрия |
90 000 |
54 |
Швейцария |
17 000 |
27 |
Сербия |
8 308 |
15 |
Хорватия |
6 401 |
19 |
Черногория |
4 388 |
14 |
Румыния |
3 365 |
11 |
Словения |
1 684 |
8 |
*) – по поисковым системам YANDEX и GOOGLE
**) – по Интернет-библиотекам СМИ Public.Ru
Отнормировано по общему количеству упоминаний в Интернете (столбец 2).
Новый Индекс EUROMAG также показывает европейские вина в контексте их качественных характеристик, то есть отсортировывались публикации, в которых оценивается его свойства: вкус, цвет, букет, послевкусие, тонкость, изысканность и прочее. Данные приведены в таблице 2 колонка 3. Как видно из таблицы – тройка лидеров не изменилась, причем на их долю приходится более 70% публикаций и совпадает с данными медиа-статистики из таблицы 1.
Доля интернет-публикаций, в которых описывается качество вина страны от общего количества публикаций составляет от 5 до 30% (колонка 4 таблицы 2). Анализ этих публикаций показывает, что помимо большого количества статей явно рекламного характера нередко встречаются записи в форумах, блогах и социальных сетях, в которых люди пишут о своих ощущениях. Это условно можно назвать – испробовано на себе. В этих записях нередко даются рекомендации, например – какое вино привезти из Италии, Германии или Греции. Но немало записей и о характеристиках качества вин, которые приобретаются в России и их сравнение с винами той же страны, которые были испробованы во время турпоездок. Достаточно много интернет-публикаций о том, как правильно выбрать вино и как избежать подделок. Данные об интернет-статистике о подделках вин приведены в таблице 3.
Таблица 2. Количество публикаций в Интернете о винах европейских стран в контексте качественных характеристик (за период 01.01.2011 – 31.01.2012).
Страна |
Количество публикаций в Интернете |
Количество упоминаний в контексте качества |
Доля упоминаний в контексте качества от общего числа упоминаний (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Франция |
778 000 |
233 000 |
29,9 |
Италия |
565 000 |
160 000 |
28,3 |
Испания |
401 000 |
108 000 |
26,9 |
Германия |
270 000 |
44 000 |
16,3 |
Греция |
128 000 |
18 000 |
14,1 |
Болгария |
151 000 |
13 000 |
8,6 |
Португалия |
93 000 |
12 000 |
12,9 |
Австрия |
90 000 |
8 837 |
9,8 |
Венгрия |
149 000 |
7 084 |
4,8 |
Швейцария |
17 000 |
1 206 |
7,1 |
Черногория |
4 388 |
1 201 |
27,4 |
Румыния |
3 365 |
1 029 |
30,6 |
Хорватия |
6 401 |
726 |
11,3 |
Словения |
1 684 |
464 |
27,6 |
Сербия |
8 308 |
390 |
4,7 |
Отнормировано по общему количеству упоминаний в Интернете в контексте качества (столбец 3).
Как видно из таблицы 3, чаще всего пишут о подделках французских вин. Об этом говорится в каждой десятой статье (колонка 4 таблицы 3), что не удивительно: их популярность самая высокая, а цены не самые низкие. Этим и пользуются недобросовестные поставщики. На втором месте по количеству публикаций о подделках – вина Италии. Однако доля публикаций о подделках в общем потоке об итальянских винах составляет чуть более 3%. Та же картина наблюдается и с винами Германии, Испании, Греции, Венгрии, Болгарии, Португалии и Австрии, доля публикаций о подделках составляет 0,8 – 1,6%. Доля публикаций о подделках вин Швейцарии, Сербии, Черногории, Хорватии и Словении составляет 2–3%.
Больше всего пишут (в процентном соотношении) о подделках румынских вин 15,5% (колонка 4, таблицы 3). В тоже время, Румыния – лидер по количеству статей (в процентном соотношении) в количеству интернет-публикаций посвященных качеству – более 30% (колонка 4, таблицы 2). Наблюдается некий парадокс.
Таблица 3. Количество публикаций в Интернете о винах европейских стран в контексте подделок, фальсификации и проч. (за период 01.01.2011 – 31.01.2012).
Страна |
Количество публикаций в Интернете |
Количество упоминаний в контексте подделок и фальсификации |
Доля упоминаний в контексте подделок от общего числа упоминаний (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Франция |
778 000 |
76 000 |
9,8 |
Италия |
565 000 |
18 000 |
3,2 |
Германия |
270 000 |
4 271 |
1,6 |
Испания |
401 000 |
3 718 |
0,9 |
Греция |
128 000 |
2 103 |
1,6 |
Венгрия |
149 000 |
2 054 |
1,4 |
Болгария |
151 000 |
1 988 |
1,3 |
Португалия |
93 000 |
973 |
1,0 |
Австрия |
90 000 |
688 |
0,8 |
Румыния |
3 365 |
520 |
15,5 |
Швейцария |
17 000 |
382 |
2,2 |
Сербия |
8 308 |
169 |
2,0 |
Черногория |
4 388 |
160 |
3,6 |
Хорватия |
6 401 |
141 |
2,2 |
Словения |
1 684 |
49 |
2,9 |
Отнормировано по общему количеству упоминаний в Интернете в контексте качества (столбец 3).
В новом Индексе EUROMAG показано и отношение интернет-пользователей к европейским винам, то есть, какие вина они запрашивали чаще всего в течение года (таблица 4, колонка 3).
Как видно из таблицы 4, интерес интернет-пользователей во многом совпадает с данными интернет-статистики, причем на долю вин Франции, Италии и Испании приходится более 70%. Достаточно большой интерес к винам Германии, что удивительно, поскольку длительное время о винах Германии у нас говорили немного. Вообще, на долю пятерки лидеров (Франция, Италия, Испания, Германия и Болгария) приходится почти 85% интереса интернет-пользователей. А вот информация о винах Швейцарии, Румынии и Словении была для них менее интересна.
Таблица 4. Количество поисковых запросов в Интернете (wordstat.yandex.ru) о винах европейских стран (за период 01.01.2011 – 31.01.2012).
Страна |
Количество публикаций в Интернете |
Количество поисковых запросов в Интернете |
1 |
2 |
3 |
Франция |
778 000 |
104 818 |
Италия |
565 000 |
85 851 |
Испания |
401 000 |
52 792 |
Германия |
270 000 |
20 418 |
Болгария |
151 000 |
17 948 |
Греция |
128 000 |
16 158 |
Венгрия |
149 000 |
14 114 |
Португалия |
93 000 |
9 362 |
Австрия |
90 000 |
6 362 |
Черногория |
4 388 |
4 548 |
Хорватия |
6 401 |
3 342 |
Сербия |
8 308 |
2 662 |
Швейцария |
17 000 |
1 606 |
Румыния |
3 365 |
1 599 |
Словения |
1 684 |
12 |
Отнормировано по общему количеству упоминаний в Интернете в контексте качества
Данный индекс EUROMAG подготовлен в рамках совместного проекта «Группы 808. Информационный аудит» и журнала EUROMAG.