Издревле многоцветное муранское стекло приравнивалось к драгоценностям. Секрет и интрига заключается в том, что при его изготовлении краски не использовались вообще. Яркие оттенки получали добавлением в раскаленную стеклянную массу окисей металлов, а также золота и серебра в чистом виде. Окись железа давала изумрудно-зеленый колорит, окись меди — красный, олово делало стекло молочно-белым. Все оттенки вечернего неба получали при помощи кобальта, а для насыщенного рубинового цвета использовали золото. Позже было изобретено знаменитое прозрачное стекло cristallo, имитирующее горный хрусталь. За семьсот лет не изменились ни технология окрашивания, ни процесс производства в целом. Каждый предмет по-прежнему изготавливается вручную, при помощи традиционных инструментов — длинной железной трубки с мундштуком и рук стеклодела.
Старые мастера
Наполеон знаменит не только тем, что совершенно варварским образом отбил нос у египетского Сфинкса. В начале XIX века армия славного полководца уничтожила все стекольные цеха и фабрики Мурано. Только через полвека шесть братьев по фамилии Тосо основали фабрику Fratelli Toso. Затем открыл свой завод адвокат из Виченцы Антонио Сальвиати, потом появились марки Fratelli Barovier и Francesco Ferro&Figlio.
Но эпохальное событие произошло в 1921 году, когда совместную компанию создали миланский адвокат Паоло Венини и венецианский антиквар Джакомо Каппеллин. Они впервые привлекли к работе художников, и с тех пор ни одна выставка не обходилась без произведений Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, Venini&C., которые стали в Мурано законодателями стиля модерн.
Венецианское стекло всегда славилось прозрачностью и легкостью, но в двадцатых годах XX века дизайнеры совершили революцию, обратившись к непрозрачному стеклу. Сегодня творения Карло Скарпы, который работал в этом направлении, стоят до 40000 долларов. Но, как и в любой области luxury, здесь большая наценка на имя. Не менее красивые предметы Флавио Поли из Seguso можно купить всего за 5000 долларов. На Каппеллина и Венини работал также художник Витторио Зеккин, цены на произведения которого растут: если его работа стоила 3500 долларов, то сейчас она оценивается в 6000, а стоимость редких работ доходит до 12000.
Художник мастерской Venini Наполеоне Мартинуцци работал с губчатым непрозрачным стеклом. Созданных в этой технике амфор с пятью ручками осталось в мире всего пять, поэтому каждая может стоить на аукционе от 50000 до 100000 долларов.
Великая, но короткая эпоха модерна в итальянском стекле закончилась к шестидесятым годам. Однако именно с этого времени начался период востребованности муранского стекла, к которому до того практически никто не относился всерьез.
Новые мастера
Возможности муранского стекла и сегодня будоражат воображение художников. В 1990 году появилась компания Berengo Fine Arts, ориентирующаяся на эксклюзивный дизайн, ограниченный тираж изделий и работу с известными художниками разных стран.
Внучка легендарного Паоло Венини Лаура Диас де Сантильяна раньше управляла семейной мастерской, а потом стала независимым художником. Она начала делать плоские предметы из тяжелого стекла и трудиться над прозрачностью материала.
Мишель Бурато, в прошлом историк, начинал с создания мозаичного стекла в маленькой домашней печи. Теперь цены на некоторые его вещи приближаются к 5000 долларов. Он придумывает предметы геометрически сложной формы и необычной фактуры. Француженка Изабель Польпрес, живущая в Мурано, сама занимается не только дизайном, но и изготовлением арт-объектов.
Выставка декоративного искусства Sotheby’s открыла имя Массимо Микелуцци. В его галерее в районе Дорсодуро в Венеции выставлены предметы, в которых чувствуется что-то от скульптуры: в привычно статические объекты словно привнесено движение.
Хрупкая красота
Купить просто красивые вещицы, а заодно получить яркие впечатления, наблюдая за работой стеклодувов, можно в маленьких стекольных мастерских Мурано. Но не стоит здесь делать серьезных приобретений.
За стеклянными шедеврами лучше отправиться в специализированные магазины и галереи. Многие из них располагаются даже не на Мурано (там в основном серийные сувениры для туристов, хотя и очень красивые), а на «престижном» венецианском острове Сан-Марко. Здесь можно зайти в Galleria Marina Barovier. Муж владелицы — потомственный стеклодел с известной на протяжении веков фамилией, а сама Марина, приехав в Венецию, влюбилась в искусство стекла и теперь выставляет работы известных авторов XX века.
Galleria Rosella Junck, продающая вещи XIX–XX веков, открыта на Сан-Марко и в Берлине. Не менее известные галереи Gino Cenedese e Figlio есть не только на Мурано, но и во Франции, и в странах Бенилюкса.
Строго говоря, в поисках заслуживающей внимания муранской вещи не обязательно даже куда-то ехать. Например, на сайте американской галереи Planet Glass представлены изделия фабрики Venini 1950-х годов. В зависимости от известности объекта и количества его упоминаний в исторических документах цена довольно простых предметов колеблется от 1700 до 4000 долларов. А лаконичная чаша Дино Мартенса для Aureliano Toso оценена всего в 450 долларов.
В галереях цены на работы ведущих стеклоделов доходят до 8000 долларов. Вазы Venini, представленные во многих частных коллекциях и каталогах, обходятся покупателю от 450 до 5000 долларов. «Кружевные» люстры Barovier & Toso, которые часто заказывают фешенебельные отели, бутики и рестораны, стоят не меньше 2500–4000. Уникальные предметы, изготовленные в качестве эксклюзивных подарков, оцениваются в 28000 – 40000 долларов.
Эксперты говорят, что в восьмидесятые годы достаточно было 10000 долларов, чтобы собрать отличную коллекцию из пяти-шести замечательных предметов. Сегодня денег потребуется раз в пять больше, причем купить нечто выдающееся очень непросто. Но это вложение средств в хрупкий, но тем не менее очень надежный предмет.