За искусством в Брюссель
За искусством в Брюссель

10 гениальных художников Бельгии

Бельгия по праву гордится своей давней свободолюбивой живописной традицией. Мы решили остановиться на десяти самобытных художниках в ее истории. 

Ян ван Эйк (1385 (1390), Маасейк —1441, Брюгге) 

Ян ван Эйк – ключевая фигура Северного Возрождения, его основоположник.

Ван Эйк считался изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Однако благодаря ему масло получило всеобщее признание.

В течение 16 лет художник был придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго, господина и вассала также связывала крепкая дружба, герцог принимал живое участие в судьбе художника, а ван Эйк стал посредником в женитьбе господина.

Ян ван Эйк был настоящей «личностью эпохи Возрождения»: хорошо знал геометрию, имел определенные познания в химии, увлекался алхимией, интересовался ботаникой, а также весьма успешно выполнял дипломатические поручения.

Ян ван Эйк, «Гентский алтарь», Гент, Собор Св.Бавона

Где посмотреть: 

В Королевском музее изящных искусств в Антверпене можно увидеть его «Св. Варвару» и картину «Мадонна с младенцем у фонтана». Сейчас музей находится на реконструкции до 2018 года, поэтому необходимо следить за выставками коллекции вне его стен на сайте.

В Соборе Св.Бавона в Генте находится одно из величайших творений мастера – Гентский алтарь, большой полиптих, состоящий из двенадцати частей. Сейчас часть алтаря находится в Музее изящных искусств (Гент) на реставрации, за которой, кстати, можно понаблюдать. В Музее Грунинге в Брюгге хранятся несколько его работ: «Портрет Христа», «Портрет Маргареты ван Эйк» и «Богоматерь каноника ван дер Пале».

Питер Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц».  Брюссель, Королевский музей изящных искусств

Питер Брейгель Старший (Около 1525 —1569, Брюссель)

Творчество Питера Брейгеля Старшего - итог сложного развития искусства Северного Ренессанса XV-XVI веков. Сама личность художника окутана тайной, он не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственных персонажей - однако никаких подтверждений тому нет. 

Странно, но его портреты, созданные друзьями, не имеют сходства между собой. 

Существует легенда, что Питер Брейгель был влюблен в женщину из низшего сословия, которая страдала ужасной привычкой – постоянно врала. Брейгель, до самой глубины души ненавидя это качество, повесил ей на шею деревяшку и сказал, что за каждую ее ложь будет ставить зарубку, а когда место на ней закончится, он уйдет. 

Но его возлюбленная продолжала врать, и тогда Брейгель начал ставить зарубки как можно плотнее, оттягивая исход. Скоро зарубки ставить было некуда, и художник женился на женщине своего круга, которая родила ему два сына. 

Тяжело заболев, Брейгель уничтожил часть своих вещей и работ, остальные повелел сжечь в своем предсмертном желании. Однако жена, оказавшись женщиной предусмотрительной, не выполнила просьбу Брейгеля. Теперь благодаря ей эти работы дошли до наших дней.

Одной из отличительных черт его творчества является совмещение приемов панорамной живописи и миниатюры, ведь исторически нидерландские художники были ремесленниками, большими мастерами книжной графики. 

Свои картины он населяет фантастическими созданиями. Говорят, что однажды художник увидел эстампы с картин Босха в мастерской Иеронима Кока, печатавшего и продававшего гравюры, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

Брейгель не писал заказных портретов и обнаженных фигур. Художник не испытывал недостатка в заказах на изображения своих современников, но предположительно, такие заказы не брал принципиально. Более тридцати из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Жалкие представители низов стали главными героями его работ.

Питер Брейгель Старший, «Падение Икара». Брюссель,  Королевский музей изящных искусств

Где посмотреть:

В брюссельском Королевском музее изящных искусств находятся пять картин Питера Брейгеля Старшего: «Поклонение волхвов», «Падение Икара», «Зевающий», «Падение восставших  ангелов», «Перепись в Вифлееме». В Доме-музее ван Бюрен в Брюсселе можно найти другую версию «Падения Икара», хотя в последнее время утверждают, что работа принадлежит его кругу.

В Антверпене в Музее Майер ван ден Берг можно увидеть картины «Безумная Грета» и «Двенадцать пословиц». 

Питер Пауль Рубенс, «Похищение Гипподамии». Брюссель, Королевский Музей Изящных Искусств

Питер Пауль Рубенс (1577, Зиген — 1640, Антверпен)

Другой фламандский гений – казалось бы, полная противоположность Брейгелю Старшему – с почти языческой страстью воспевает мощь и красоту человеческого тела. Именно Рубенса считают одним из основоположников стиля барокко.

Картины Рубенса всегда отличает интерес к напористому, стремительному действию. Блестяще выписанные тела людей и животных, вплетенные в идеально-составленную композицию, поражают своим темпераментом и колоритом. Даже работая по традиционным сюжетам, художник старался найти новое звучание и неожиданный ракурс. 

Слава талантливого художника пришла к нему неожиданно. По просьбе герцога Мантуанского, при дворе которого работал Рубенс, художник повез ценные подарки испанскому королю Филиппу III. Но по дороге дождь непоправимо испортил несколько картин, исполненных Пьетро Факкетти. И Рубенс решил взамен написать свои собственные. Его картины понравились, и Рубенс тут же получил свой первый серьезный заказ. 

Где посмотреть: Два бесценных творения Рубенса «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста» находятся в Кафедральном Соборе в Антверпене. Но это не единственная церковь, где можно увидеть его работы, стоит заглянуть еще в несколько: Церковь Св. Поля, Церковь Св. Иакова в Антверпене и Церковь Иоанна Крестителя в Мехелене.

Много произведений Рубенса хранятся в брюссельском Королевском Музее Изящных Искусств: «Охота Аталанты», «Голова негра», «Обучение Марии», «Коронование Девы Марии», «Похищение Гипподамии» и другие.

Его работы также можно увидеть в Музее Изящных Искусств в Генте, Королевском Музее Изящных Искусств в Антверпене,Музее Грунинге в Брюгге, Belfius Art Collection (Брюссель), Доме-музее Рубенса в Антверпене.

Антонис Ван Дейк, фрагмент «Портрет Порции Империале и ее дочери». Брюссель, Королевский Музей Изящных Искусств

Антонис Ван Дейк (1599, Антверпен –1641, Лондон)

Ван Дейк, несмотря на многогранность своего таланта, в первую очередь запомнился как непревзойденный портретист. Будь то парадные портреты монарших особ и военных или домашние портреты детей, лишенные всякой модной тогда кукольности, выполнены с удивительной интимностью и необыкновенным знанием жизненных чувств и страстей.

Ван Дейк начал свой творческий путь в центре зарождения художественных идей, месте лучше которого в то время было, наверное, и не найти для молодого художника - мастерской Рубенса в Антверпене. Юный живописец был настолько одарен, что очень быстро занял место близкого помощника Рубенса. 

О жизни Антониса ван Дейка мало что известно. Ходило много слухов, к примеру, что он занимался алхимией, хотя доказательств никаких не было.

К концу своей жизни у художника было много работы. Он даже ездил в Париж, чтобы принять участие в росписях галерей Лувра.

Где посмотреть: В Брюсселе в Королевском Музее Изящных Искусств висят несколько его картин: «Распятие Св. Петра» и «Портрет Порции Империале и ее дочери». Там же находится «Портрет скульптора Франсуа Дюкенуа».

В Музее изящных искусств в Генте можно увидеть картину «Юпитер и Антиопа», несколько серьезных работ находятся в коллекции Королевского Музея Изящных Искусств Антверпена и Музее Грюнинге в Брюгге. Также его работы хранятся в Церкви Св. Поля в Антверпене и Соборе Св. Ромбо в Мехелене.

Фелисьен Ропс, «Воскресенье в Буживале». Намюр, Музей Фелисьена Ропса

Фелисьен Ропс (1833, Намюр – 1898, Корбей-Эсон, Франция)

Картины бельгийского художника-символиста, полные мрачных аллюзий и эротических фантазий, после столетнего забвения сейчас снова находят путь к широкой публике. 

Фелисьен Ропс был членом бельгийской масонской ложи. В его творчестве мы находим яркое отражение эпохи декаданса. Художник как-то сказал: «У меня упорное желание изобразить как сцены, так и типы этого XIX столетия. Стремление к грубым наслаждениям, материальные заботы, мелочные интересы - все это наложило на большинство лиц современников зловещую маску.. Мне это представляется достаточно забавным…».

Легенда утверждает, что Ропс, желая изучить суть женщины, в которой он уже тогда подозревал дьявола, сел на корабль, весь груз которого состоял из женщин всевозможных рас. И далеко в море, никем не стесняемый, изучал женщин.

На картинах художника женщины скорее марионетки в руках дьявола, чем объекты вожделения, поэтому многие критики оспаривают утверждение, что Ропс был порнографом. 

Художник прежде всего прославился своей графикой и иллюстрациями к «Цветам зла» Бодлера. Большую часть его художественного наследия составляет именно графика.

Где посмотреть: Собрание работ Фелисьена Ропса можно увидеть в его музее в бельгийском городе Намюр: «Порнократия»,  «Искушение святого Антония», «Дама, идущая по ступенькам» (L'Attrapade), «Воскресенье в Буживале» и многие другие. Также его работы входят в собрания Королевского Музея Изящных Искусств Брюсселя, Музея Плантена-Моретуса (Антверпен), Музея Изящных Искусств Гента, Королевской Библиотеки Бельгии (Брюссель) и др.

Где купить:Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke, Галерея Lancz.

Джеймс Энсор, «Удивление маски Воузе». Антверпен, Королевский Музей Изящных Искусств

Джеймс Энсор (1860, Остенде —  1949, Остенде) 

Начав свой творческий путь как импрессионист, Энсор, постоянно эволюционируя в стиле, стал одним из самых известных символистов своего времени. 

Самые узнаваемые темы его картин – карнавал, гротескные маски, злобный комизм. Маски Энсора не скрывают, а разоблачают истинную натуру. Большую роль в его творчестве играют воспоминания детства, которое прошло в лавке его родителей в окружении кукол, фарфора, сувениров и масок.

Художник любил посещать цирк, устраивать импровизированные представления, буффонаду, веселые розыгрыши. В его характере сочетались как будто несовместимые качества – необузданная мечтательность и холодный скепсис, мрачная угрюмость и бесшабашная веселость, высокомерие денди и ранимость  ребенка.

Где посмотреть:

В Королевском Музее Изящных Искусств в Брюсселе хранятся несколько его картин, в частности «Темная дама» (одна из ранних работ мастера) и «Скандализованные маски».

Коллекция Королевского Музея Изящных Искусств в Антверпене также может похвастаться работами Энсора: «Интрига», «Удивление маски Воузе», «Ожидание» и другие.

Работы автора находятся в коллекциях Музея Икселя (Брюссель), Доме-музее ван БюренМузея Плантена-Моретуса (Антверпен), Музее Грюнинге в БрюггеМузея Изящных Искусств Гента и музее в его родном городе Остенде (Mu.ZEE Ostend).

Где купить:Галерея De Jonckheere, Галерея Oscar De Vos, Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke, Галерея Francis Maere, Галерея Pierre Mahaux, Галерея Guy Pieters

Рене Магритт, «Возвращение». Брюссель, Музей Рене Магритта

Рене Магритт (1898, Лессин — 1967, Брюссель)

Большой шутник и каверзник Рене Магритт однажды сказал: «Смотрите, я рисую трубку, но это не трубка». Используя абсурдное сочетание обычных предметов, художник наполняет свои картины метафорами и скрытыми смыслами, которые заставляют задуматься об обманчивости видимого, таинственности обыденного.

Однако Магритт всегда был в стороне от остальных сюрреалистов, а скорее причислял себя к магическим реалистам, в частности из-за того, что как ни удивительно, не признавал роли психоанализа.

Мать художника покончила с собой, спрыгнув с моста, когда ему было 13 лет, некоторые исследователи считают, что «фирменный» образ загадочного мужчины в пальто и котелке родился под впечатлением этого трагического события.  

Где посмотреть:

В 2009 году Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе выделили коллекцию художника в отдельный музей, посвященный его творчеству. 

В экспозицию Музея Рене Магритта вошли более 200 произведений автора — это самое большое собрание работ художника в мире. В числе экспонатов — живописные полотна, гуаши, рисунки, рекламные плакаты, старинные фотографии, музыкальные партитуры и даже фильмы.

Также работы Магритта можно увидеть в Доме-музее Магритта, Музее Икселя, Музее Изящных Искусств Антверпена, Музее Валлонского Искусства в Льеже, а также автор расписал стены Казино Кнокке-ле-Зут, Le Square (Центр Конгрессов на Холме Искусств, посещение по договоренности), потолок Театра Галерей в «Королевских Галереях Сент-Юбер».

Где купить: Галерея De Jonckheere, Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke, Галерея Pierre Mahaux, Галерея Guy Pieters

Поль Дельво, «Ноктюрн»,  Брюссель, Королевский музей изящных искусств

Поль Дельво (1897, Анте – 1994, Вёрне, Западная Фландрия)

Дельво был одним из наиболее успешных художников-сюрреалистов, несмотря на то, что никогда официально не состоял в этом движении.

В печально-таинственном мире Дельво женщина всегда занимает центральное место. Особое глубокое молчание окружает женщин на картинах, они словно находятся в ожидании мужчин, которые пробудят их. 

Классический сюжет в изображении Дельво — женская фигура на фоне городского или сельского пейзажа, данного в перспективе, окружённая загадочными элементами. 

Писатель и поэт Андре Бретон даже как-то заметил, что художник делает «наш мир Царством Женщины — повелительницы сердец».

Дельво учился на архитектора в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, но потом перешёл в класс живописи. Однако архитектура всегда принимает активное участие в его картинах.

Где посмотреть:

Несколько картин художника, такие как «Вечерние поезда», «Откровенный голос», «Въезд в город» можно увидеть в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Также картины Дельво хранятся в коллекциях Музеяв Изящных Искусств Гента и Антверпена, S.M.A.K. (Гент), Музея Грюнинге в Брюгге, Mu.Zee (Остенде), Музея Валлонского Искусства (Льеж), Музея Икселя (Брюссель). Но самая крупная коллекция автора находится в Музее Поля Дельво в Синт-Идельсбаде.

Дельво также выполнил ряд фресок в таких местах, как: Le Square (Центр Конгрессов на Холме Искусств в Брюсселе, (посещение по договоренности), станция метро Bourse (со стороны остановки трамваев), Зал Казино в Кнокке.

Где купить: Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke , Галерея Lancz, Галерея Guy Pieters

Вим Дельвуа, Cement Truck

Вим Дельвуа (род. 1965)

Остросовременное, нередко провокационное и ироничное творчество Вима Дельвуа  демонстрирует обычные предметы в новом для них контексте. Художник соединяет современные и классические сюжеты в тончайшие ссылки и параллели.

К числу самых известных произведений художника относятся «Клоака» (2009–2010) – машина, пародирующая действие пищеварительной системы человека, и «Арт-ферма» около Пекина, на которой Дельвуа создает тату-картины на спинах свиней. 

Наибольшую популярность получила его серия псевдоготических скульптур, в которой ажурная резьба сочетается с современными сюжетами. Одна из таких («Cement Truck») стоит возле брюссельского театра KVS.

Где посмотреть:

В Королевском Музее Изящных Искусств Брюсселя, M HKA (Антверпен), в январе в Maison Particuliere Вим Дельвуа станет приглашенным художником на коллективной выставке «Табу». Также скульптура «Бетономешалка» установлена напротив театра KVS (Королевского Фламандского Театра) на площади между улицами Hooikaai /Quai au Foin и Arduinkaai / Quai aux pierres de taille.

Большинство его работ постоянно колесят по миру, экспонируясь на самых лучших арт-площадках.

Где купить: Галерея Jos Jamar, Галерея Guy Pieters

Ян Фабр, «Синий взгляд». Брюссель, Королевский Музей Изящных Искусств

Ян Фабр (род.1958, Антверпен)

Всесторонне одаренный Ян Фабр известен своими провокационными перформансами, он также писатель, философ, скульптор, фотограф и видеоартист и считается одним из самых радикальных современных хореографов.

Художник – внук неутомимого исследователя бабочек, букашек и паучков

Жана-Анри Фабра. Возможно поэтому мир насекомых является одной из ключевых тем его творчества, наравне с человеческим телом и войной.  

В 2002 Фабр по заказу королевы Бельгии Паолы оформил потолок Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе (кстати, впервые после Огюста Родена) миллионами крылышек жуков. Композиция носит название Heaven of Delight (2002).  

Однако за переливающейся поверхностью художник напоминает королевской семье о страшном позоре — огромных человеческих жертвах среди местного населения Конго во время колонизации короля Леопольда II ради добычи алмазов и золото. 

По словам художника, консервативному бельгийскому обществу это, мягко говоря, не понравилось: «Простого обывателя зачастую раздражает мысль о том, что Королевский Дворец оформлен художником, который открыто призывает не голосовать за правых».

Где посмотреть: 

Кроме Королевского дворца, работы Яна Фабра можно увидеть в Королевском Музее Изящных Искусств Брюсселя, где установлена среди прочих его инсталляция «Синий взгляд», Музее Актуального Искусства Гента (S.M.A.K.), M HKA (Антверпен), Belfius Art Collection (Брюссель), Музей Икселя (Брюссель), а также на кураторских временных выставках в Maison Particuliere, Villa Empain, Vanhaerents Art Collection и др.

Где купить: Галерея Jos Jamar, Галерея Guy Pieters


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?