Их работа сохранять культурное наследие Бельгии, они консультируют кураторов и исследователей государственных и частных коллекций. Историки искусства, фотографы, химики, археологи, инженеры и реставраторы Исследовательского института KIK-IRPA проводят междисциплинарные исследования в области сохранения искусства. Они анализируют состояние живописи, монументального искусства, скульптуры и других культурных артефактов, рассматривают их по разным составляющим: композиции, эволюции, возрасту материалов и т.д.
Различные анализы и колоссальный опыт позволяют определять возраст и авторство.
Институт служит уникальной почвой для научной , фото- и технической документации культурного наследия Бельгии. Огромный фонд фотографий, собранный Институтом, крайне пригодился после Второй мировой войны для реставрации поврежденных произведений искусства.
В информационном центре института посетители имеют доступ к книгам и уникальным фотографиям специальной библиотеки, которая содержит более миллиона негативов культурного наследия Бельгии. Большинство из них доступно онлайн на сайте Belgian Art Links and Tools.
Со времени основания Института в 1948 году (с 1900 года он существовал как часть Королевского Музея изобразительных искусств и Истории), специалисты музея спасли не одну сотню произведений. Например, во время программы «SOS Старая живопись» был отреставрирован шедевр Жана Фуке (Jean Fouquet) «Дева Мария» правой створки Меленского диптиха (ок. 1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен).
Сегодня один из важнейших проектов, над которым работают сотрудники института – реставрация ключевого произведения Северного Ренессанса Гентского алтаря братьев Ван Эйков. На обнаруженной в XIX веке надписи стало известно, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве», как скромно себя нарек сам Ян.
Полиптих поражает своей грандиозностью и размера и замысла: он состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур, достигающих в высоту три с половиной метра.
Реставрация осуществляется в несколько этапов в специальной студии в Гентском музее изящных искусств. В ней установлена стеклянная стена, позволяющая посетителям наблюдать за ходом ведения работ.
Первая часть реконструкции сконцентрирована на восьми изображениях на внешней створках, видных тогда, когда он закрыт. Она продлится до июня 2016 года. Эти изображения объединены единой темой предвкушения, ожидания события, которое должно произойти: донатор и его жена, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова и сцена Благовещения.
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа. В раскрытом виде алтарь увеличивается в два раза. Остальные панели, которые дожидаются реставрации до сих пор, можно увидеть в Соборе Св.Бавона в Генте.
Реставрация заново открывает все грани культового произведения, которое вдохновляло не одно поколение художников и зрителей.
Исследования в свою очередь дают все больше так необходимой информации о технике и материалах полиптиха.